10:4530.04.15

Армия получит новые бронированные инженерные машины

Армия получит новые бронированные инженерные машины

Минобороны приняло решение о разработке унифицированной инженерной машины нового поколения. Об этом «Известиям» сообщили в военном ведомстве. «Горец-О» (такой шифр военное ведомство присвоило опытно-конструкторской работе) - это большая бронированная гусеничная машина, снаряженная пулеметами, средствами радиоэлектронной борьбы и системой ГЛОНАСС. Задача «Горца-О» - обеспечение продвижения войск, в том числе под огнем противника. Машина будет двигаться впереди пехоты или десантников, расчищать путь (разбирать каменные и лесные завалы, засыпать ямы), делать проходы через траншеи, при необходимости одновременно разминируя дорогу. У «Горца» будет ковш экскаватора и манипулятор, гидравлический молот, кран с лебедкой и другое необходимое оборудование. В отличие от своих предшественников новая машина будет плавающей. Ее можно будет использовать при температурах от -40 до +40 градусов Цельсия.
Опытно-конструкторская работа стоимостью около 350 млн рублей рассчитана на 3 года - в 2017-м будет проведен цикл испытаний опытного образца и принято решение о возможности поступления машины в войска.
Экипаж новой машины составляют два человека - командир и механик-водитель. Кроме того, обитаемое отделение будет рассчитано на размещение не менее двух саперов-десантников.
Новая машина придет на смену советским путепрокладчикам БАТ-М и БАТ-2, а также машинам разграждения ИМР-2 и ИМР-3.
- ИМР-3 на шасси танка Т-90 в своем классе - одна из лучших в мире. Она способна разбирать завалы, делать колонные пути, пробивать их через леса и городскую застройку, объекты инфраструктуры, - рассказывает военный эксперт Виктор Мураховский. - ИМР-3 обладает повышенной противоминностью и набором различного инженерного оборудования. Это машина переднего края - она имеет достаточно высокий уровень броневой защиты.
Техника типа ИМР была активно задействована в ходе ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Это были единственные машины, способные действовать в непосредственной близости к реактору.
- БАТ-М используется в тылу - это инженерно-дорожная машина, предназначенные для прокладки колонных путей вне дорог, особенно эффективна она в зимних условиях, - добавил Мураховский.
В соответствии с тактико-техническим заданием (ТТЗ) при выполнении инженерных задач «Горец-О» будет способен проехать 600 км без дозаправки к необходимому месту - и после этого 3 часа работать с производительностью от 3 км/ч до 15 км/ч. При тралении мин с неконтактными взрывателями - до 6 км/ч.
- Сейчас разрабатываются новые средства - они позволят исключить пешую инженерную разведку, которая ведется в очень низком темпе, по опыту Афганистана и боевых действий на Северном Кавказе - это 1-2 км/ч, - рассказывает Мураховский. - Новые средства, смонтированные на бронированной базе, позволят вести инженерную разведку, не выходя из машины, с темпом 12-15 км/ч.
Одна из главных особенностей новой машины - более легкое базовое шасси, чем у нынешних. Это позволит расширить возможности транспортировки машины, в частности ее можно будет перевозить с помощью тяжелого транспортного вертолета Ми-26, а также на военно-транспортных самолетах.
Шасси предполагается создать «на базе средней унифицированной межвидовой гусеничной платформы». В технико-технологическом задании не прописано, какую платформу предполагается использовать. Источник в Минобороны сообщил «Известиям», что прорабатываются варианты использования шасси «Курганец-25» (перспективная гусеничная платформа, разрабатываемая параллельно с более тяжелой платформой «Армата»), БМП-3, а также возможность создания нового.
Мураховский скептически отнесся к возможности работы машин на среднем шасси под огнем противника.
- Вечная задача наступления - в ходе атаки разминировать и проделывать проходы в минно-взрывных заграждениях, - констатирует эксперт. - Это делается под открытым огнем, поэтому машины [выполняющие подобные работы] просто обязаны быть на танковом шасси.
В Минобороны пояснили, что «Горец-О» обеспечивает защиту экипажа от стрелкового оружия и осколочных повреждений.
- Такая разработка нужна, пришло время заменять старое поколение, - уверен военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. - Она будет востребована в армии. Главное, чтобы на это хватило денег.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что более эффективно было бы закупить соответствующие гражданские машины и «милитаризировать» их.
- Сейчас средства поражения настолько действенны, что даже если забронировать машину, как танк, всё равно ее пробьют гранатометом, - уверен Пухов. - Не надо готовить машины к войнам прошлого-- нужно смотреть в будущее и считать деньги.
Представители «Уралвагонзавода» сообщили, что на данный момент не готовы предоставить комментарий по поводу участия в конкурсе Минобороны.

Поделиться: