08:1507.05.15

Что погубило Римскую империю?

Что погубило Римскую империю?

Величие римлян.
Римский орел простер свои крылья над обширнейшими территориями - от туманной Британии до жарких пустынь Африки. За тысячи лет до Европейского союза он уже существовал, причем не на карте, а на самом деле - все было подчинено Риму. Единая финансовая система, со скрипом введенная в ЕС, имеет под собой отлично работающий древнеримский прототип. Для международного общения существовала латынь, которая послужила основой практически для всех европейских языков. До сих пор этот мертвый язык канувшей в лету цивилизации используется в научных фугах для создания единого смыслового поля.
Местное самоуправление и делопроизводство, равно как и ведение юридической и торговой документации, было стандартизировано, а значит, наиболее эффективно. Вся современная гражданская юриспруденция имеет в своей основе именно римское право!
Римская армия, ставшая решающим фактором в становлении могущества своего государства, на тысячи лет вперед предопределила тактическое формирование войск - вплоть до появления ракетных войск все армии мира строились по манипулярному принципу римлян (с основной тактической единицей в виде батальона). Умели римляне и строить. Один из самых впечатляющих памятников погибшей империи -мост через реку Гар, построенный древнеримскими инженерами двадцать веков назад. Трехъярусная конструкция высотой с 16-этажный дом соединяла два берега реки, но не по прямой линии, а с некоторым изгибом. Сделано это было с тем расчетом, чтобы сезонные паводки не разрушили сооружение.
Поразительно, но до последнего времени по мосту, сработанному еще рабами Рима, сохранялось автомобильное движение!
Впрочем, это будет не так удивительно, если вспомнить, что некоторые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Невозможно даже представить, что современную дорогу можно будет использовать без ремонта не две тысячи, а хотя бы 20 лет.
Дороги, дороги...
Империя не могла существовать без дорог, поэтому, образно говоря, римляне, строя дороги, строили империю. За строительство отвечало специальное ведомство во главе с прокуратором - Quattuorviri viarum curandarum. Общая протяженность дорог в Римской империи составляла от 250 000 до 300 000 километров. В Российской империи 1913 года дорог (в подавляющем большинстве фунтовых) в общей сложности было 50 000 километров, тогда как у римлян только 90 000 километров были с твердым покрытием. Причем в самой Италии протяженность магистралей равнялась всего 14000-весь остальной километраж приходился на провинции.
Римские дорожные строители практически ничем не отличались от современных коллег, разве что у них не было бульдозеров, самосвалов и экскаваторов; поэтому все делать приходилось вручную. Технология постройки дорожного полотна сейчас практически копирует древнеримскую: вначале, как и сейчас, вырывалась траншея примерно метровой глубины. Если грунт был неплотным, в дно канавы вбивали деревянные сваи, а стенки укрепляли каменными плитами. Затем клали то, что сегодня называется дорожной подушкой - слой крупного камня, потом камня помельче, песка, опять камня, извести, черепичного порошка и, наконец, каменные плиты. Располагались они, кстати, с небольшим склоном к обочинам, чтобы дождевая вода стекала в боковые дренажные канавы.
Рельеф местности древнеримские строители старались не повторять - для чего дорогам великой империи вилять, как маркитанской лодке? Если впереди была впадина, через нее перекидывали мост, если скала - в ней прорубался тоннель. О характере римлян можно судить, взглянув на тоннель неподалеку от Неаполя -в длину он достигает 1300 мефов.
Города.
Практически все крупные современные города Европы были основаны римлянами: Париж, Лондон, Будапешт, Вена, Белград, Орлеан, София, Милан, Турин, Берн... В Римской империи насчитывалось около 1800 городов, тогда как в Российской империи начала XX века, при гораздо большей территории, - около 700.
Не меньше потрясают воображение достижения по градостроительству древних римлян. Население Рима на пике могущества империи составляло миллион человек. В европейских городах на такой уровень урбанизации человечество вышло только к началу XX века.
Чтобы обеспечивать жизнедеятельность такого количества горожан, нужна была вода. Имперские акведуки были настоящим технологическим чудом даже по современным стандартам - например, для того чтобы обеспечить водой Рим, была построена система каналов длиной 90 километров. Подобного водопровода Европа не увидит еще тысячи лет.
Канализация (знаменитая клоака Максима), без которой немыслим ни один современный город, также впервые была построена в Риме еще в VII-VI веках до нашей эры.
В римских городах также была реализована система стока дождевой воды, причем она настолько эффективна, что в настоящее время проходит испытания в Нидерландах для внедрения в современных городах.
Падение титана.
Но почему же такая мощная империя пала от рук неграмотных варваров? Гипотез на эту тему уже было высказано предостаточно, поэтому остановимся лишь на самых популярных.
Одна из самых забавных - «свинцовая». Дескать, свинцовые трубы, по которым разводилась вода в Риме, а также свинцовая посуда, из которой ели римляне, постепенно отравили горожан. Здесь нужно только упомянуть, что кальций, содержащийся в горной воде, постепенно покрыл стены труб наростом, который предотвратил бы гипотетическое отравление свинцом.
Аналогичная версия от «зеленых» - «асбестовая». Мол, асбестовые скатерти, которыми пользовались горожане, постепенно отравили их. Правда, неясно, каким образом асбест мог отравить бедняков, которые эти скатерти даже не видели.
И, наконец, одна из самых правдоподобных версий: после окончания завоевательных войн иссяк поток рабов в метрополию, что вызвало спад в сельском хозяйстве и, как следствие, упадок всего государства. Но, впрочем, пусть каждый из вас сам выберет ту версию, которая покажется наиболее верной.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

12:37В Апатитах девушка попала под колёса автомобиля

12:02В Мурманске на Кольском в ДТП пострадала 59-летняя пенсионерка

11:55Передача показания электросчетчиков в «КолАтомЭнергоСбыт» пройдет с 20 по 25 февраля

11:29Полицейские опросили возможных погромщиков мурманского приюта для животных

11:17В Мурманск прибыл полпред президента по Северо-Западу

11:14Столетнее ожидание экологов оправдалось подписанием постановления по нацпарку «Хибины»

11:01На перекрёстке в центре Мурманска столкнулись две иномарки

10:52Действия Степахно могут ослабить КПРФ изнутри

10:51В Заозерске из-за прорыва на теплосети жители 10 домов остались без горячей воды

10:3782-летнюю пенсионерку в Кандалакше задушил подушкой бывший сокамерник её сына

10:13В Мурманской области создадут 6 тысяч новых рабочих мест

10:03Катер Северного флота назовут в честь погибшего в Сирии командира морской пехоты

09:55В центре ЗАТО Североморск перекрыли движение

09:45Кандидат в президенты от сталинских коммунистов посетил Мурманск

09:4240 экспертиз назначено по делу о массовом отравлении школьников в Полярном

09:27Обокравшая роддом мошенница из Мурманска получила условный срок

09:15В Мурманске 14 пожарных потушили сауну

09:12В Заполярье ожидаются морозы до -23° и снег

08:46На шести улицах Мурманска отключат газ

07:24В Ковдоре малыши примут участие в спортивно-эстафетной программе

20:19Более 10 кораблей и подводных лодок Северного флота выполнят учебно-боевые задачи

19:23Жителя Мурманска во время застолья обокрал старый знакомый

18:16Жалоба от потерпевших по делу о крушении СПБУ «Кольская» передана в Европейский суд

17:30На дорогах Заполярья за выходные поймали 27 пьяных водителей

Все новости