11:1520.05.15

Россияне разочаровались в кредитных картах

Россияне разочаровались в кредитных картах

В I квартале 2015 года российские банки выдали двое меньше кредитных карт, чем годом раньше. 574 тыс. новых кредиток на общую сумму 27,8 млрд рублей - это соответственно на 57,70 и 58,23% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. В 2014 году количество составляло 1,1-1,3 млн карт в квартал. В итоге общий портфель задолженности по кредитным картам сократился на 8,8% - с 1,453 трлн рублей до 1,325 трлн. Это следует из отчета Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
Как отмечает НБКИ, с уменьшением количества полученных карт россияне не торопятся гасить уже выданные кредиты. Так, в I квартале закрыто ранее выданных 437 тыс. карт на общую сумму 19,6 млрд рублей (соответственно на 8,59 и 4,01% меньше, чем в I квартале 2014 года). При этом общая сумма просрочки по выданным кредитам за год увеличилась почти в два раза: если по итогам I квартала 2014 года коэффициент просроченной задолженности (соотношение остатка по просроченным займам к общему объему выданных кредитов) составлял 3,7%, то по итогам января-марта 2015-го - 6,4%.
При этом к новым полученным «карточным» кредитам россияне стали относиться более аккуратно. Так, если доля просроченных кредитов по картам, выданным в июле-августе 2012 года, составляла 12,4-15,68%, то по кредиткам, выданным в середине 2014 года, этот показатель составил 6,9-7,36%.
Интересно, что в списке 10 регионов с наибольшими объемами розничного кредитования самый низкий уровень проникновения кредитных карт остается в Москве (247 карт на 1 тыс. экономически активных граждан), самый высокий - в Республике Башкортостан (567 карт на 1 тыс.). В среднем по России на 1 тыс. экономически активных граждан приходится 311 кредитных карт.
По мнению экспертов, такое существенное сокращение количества кредитных карт обусловлено снижением интереса россиян к этому продукту, а также ужесточением кредитной политики банков.
- Высокие ставки по необеспеченным кредитам в I квартале действительно снизили интерес к такому продукту со стороны заемщиков, - отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. - C другой стороны, банки из-за снижения аппетита к риску более тщательно относятся к выбору заемщика и, соответственно, выдают кредитные карты более осторожно.
С ним соглашается и начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева.
- Многие люди начали сравнивать разные кредитные продукты, поняли, что кредитная карта - это не самый дешевый из них, - говорит она. - Кроме того, люди сокращают свои траты, это отражается и на новых кредитах.
Согласно отчетности Центробанка, в I квартале полная стоимость потребительских кредитов с лимитом кредитования до 100 тыс. рублей увеличилась с 22,8 до 25,9% годовых. При этом стоимость автокредитов увеличилась с 16,3 до 21,8% годовых.
Свою роль в уменьшении количества кредитных карт сыграло и ужесточение требований банков к заемщикам.
- В настоящее время увеличивать выдачу карточных продуктов могут только банки с большим количеством зарплатных клиентов, - отмечает Карина Артемьева. - Кроме того, многие больше не принимают справки о доходах «по форме банка», для выдачи подходит только оригинальная 2-НДФЛ.
В банках со значительной долей зарплатных клиентов подтверждают эту точку зрения - они смогли немного увеличить свои кредитные портфели по данному продукту, отнимая долю рынка у более мелких игроков.
- По итогам I квартала 2015 года объем задолженности по кредитным картам увеличился на 6,4%, - говорит директор департамента розничных продуктов Банка Москвы Роман Цивинюк. - Конечно, рост портфеля немного замедлился по сравнению с IV кварталом 2014 года, но при этом продолжает развиваться динамично. Изменился и стал более тщательным подход банка к рисковой политике оценки клиентов в условиях кризисной ситуации.
- Количество активных кредитных карт в портфеле за I квартал выросло с 1,58 млн штук до 1,67 млн, - отмечают в ВТБ24. - Карточный кредитный портфель банка за I квартал 2015 года вырос с 93 млрд рублей до 96 млрд, в итоге эти три месяца ВТБ24 нарастил свою долю на рынке с 6,53 до 6,87%.
Участники рынка надеются на скорое его восстановление.
- Кредитная карта всегда будет актуальным продуктом, несмотря на закредитованность населения. Потребность в нем у заемщиков, особенно у зарплатных клиентов, сохранится и в будущем, - уверен
 начальник управления кредитования и развития взаимоотношений с клиентами Промсвязьбанка Михаил Коломиец.
- Несмотря на временное затишье на «карточном» рынке в I квартале 2015 года, карты по-прежнему остаются одним из наиболее удобных кредитных инструментов как для заемщиков, так и для банков, - подытоживает Алексей Волков. - Для заемщиков это возможность брать в долг ровно столько, сколько нужно, и тогда, когда нужно. Для кредитора - за счет возможности управления лимитами по карте - возможность управлять портфелем с учетом изменяющегося риска заемщика. Уже сейчас практически весь портфель заемщиков по кредитным картам стоит на «сигнале» - системе мониторинга финансового поведения. Мы ожидаем восстановления темпов этого сегмента розничного кредитования и в долгосрочной перспективе активного перетока необеспеченных кредитов наличными, POS-кредитов и их аналогов в сегмент кредитных карт.

Поделиться: