11:4501.06.15

В России вернут советский Знак качества

В России вернут советский Знак качества

Минпромторг решил вспомнить опыт СССР и поддержать отечественного производителя с помощью возрождения национальной системы сертификации товаров. Контрольные закупки в сетях по всей стране начнутся уже летом. Однако Российский знак качества, изображение которого весьма напоминает советский аналог, в этом году разместить на своей упаковке смогут не более 30 видов продукции.
Во времена СССР самые лучшие изделия отечественной промышленности могли претендовать на получение государственного знака качества. Задачу по выведению советской продукции на мировой уровень эта система по сути не выполнила, но для граждан наличие такой маркировки все же служило свидетельством ценности продукта.
Современный потребитель лишен даже такого ориентира. Обязательным для производителей сейчас является соблюдение Технического регламента Таможенного союза. Но в нем закреплены преимущественно требования по безопасности и маркировке товара. «Полезность» и «вкусность» продукта это не гарантирует.
В добровольном порядке компании могут пройти проверки на соответствие международному стандарту ISO 22000, его российскому аналогу ГОСТ Р или получить какой-то из многочисленных сертификатов (например, «Знак качества XXI века», «Народная марка» и др.). Иногда наличие такого свидетельства является условием для попадания на полку сети (например, «Метро Кэш энд Керри» требует от поставщиков собственных марок соблюдения стандарта GFSI), иногда для обоснования более высокой цены товара, нежели у продуктов-конкурентов. «Но такое многообразие дезориентирует покупателя, он не знает, чему верить», - считает генеральный директор сети «РеалЪ» Игорь Янковский.
Опрос на странице «Фонтанки» показал, что состав продукта и наличие знака качества важны для 32% респондентов. Однако чаще выбор товара зависит все-таки от доверия к конкретному бренду (36%). 21% наших читателей смотрят только на цены, и только 9% руководствуются желанием поддержать местного производителя.
Back in USSR
Навести порядок в голове потребителя призвана новая национальная система качества, разработанная Минпромторгом и отраслевыми ассоциациями. 30 апреля 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о создании автономной некоммерческой организации «Роскачество», которая будет заниматься ее внедрением и развитием. На эти цели Минпромторг выделит в 2015 году 180 млн рублей.
Сайт Роскачества пока не заработал. Но из описания проекта (есть в распоряжении у «Фонтанки») следует, что цели новой системы сертификации примерно те же, что и у советского аналога, - «продвижение на внутренний и внешние рынки российских товаров высокого качества» и «повышение доверия в отношении российской продукции».
И похоже, испытывают ностальгию по советскому прошлому не только чиновники. Знак Российской системы качества, выбранный по итогам всероссийского открытого конкурса, практически идентичен советской марке - тот же пятиугольник, только вместо надписи «СССР» и символического изображения весов в него вписана буква «К».
Контрольная закупка всероссийского масштаба
Как известно, в СССР получение государственного знака качества давало производителю право на увеличение наценки на товар. Но разработчики Российской системы качества надеются, что в ее случае такого происходить не будет. Если сейчас стоимость экспертизы часто закладывается в цену товара, то новая сертификация будет для предприятий полностью бесплатной.
Однако, судя по всему, все это будет не быстрым. В этом году получить сертификаты Роскачества смогут только 30 видов товаров. Пока стандарты утверждены для некоторых продуктов питания (например, растительного масла, майонеза, меда, маринованных огурцов, филе трески и др.). Но есть в списке и непродовольственные категории (детская обувь, белье для новорожденных, полотенца и др.).
«Требования Роскачества соответствуют верхней границе ГОСТа или даже превосходят его», - отмечает Ирина Виноградова, член межведомственной рабочей группы по созданию новой системы сертификации. Например, у филе трески будут считать количество заморозок и количество льда на поверхности. У детского белья измерять воздухо- и влагопроницаемость, устойчивость окраски ткани и так далее. При этом Роскачество будет обращать внимание не только на «вкусность» и «полезность» товара, но и на уровень локализации производства.
Перечень стандартов будет постепенно расширяться, но пока внимание организации сосредоточится на материальных продуктах. Когда сможет получить свой сертификат качества интернет-газета «Фонтанка» или, к примеру, социальная сеть «Вконтакте», пока не ясно.
Уже летом Роскачество начнет контрольные закупки продуктов в торговых сетях, а затем опубликует результаты в виде рейтинга. Компаниям, товары которых будут соответствовать стандарту, предложат пройти второй этап сертификации, в том числе на уровень локализации производства. Учитывая, что по каждому из 30 видов товара будет взято около 50 образцов, максимально в этом году может быть сертифицировано 1500 продуктов.
Качество vs кризис
Производители возлагают на новую систему сертификации большие надежды. «Опыт других стран показывает, что наличие национального знака качества повышает продажи товара на 40 - 50%. Мы уверены, что гарантия высокого спроса станет важным аргументом в переговорах с сетевой розницей», - уверяет Дмитрий Леонов.
Ретейлеры к проекту относятся более скептично. «Чтобы влиять на продажи, доверие к знаку должно быть очень большим. Государству придется много инвестировать в его продвижение», - подчеркивает Игорь Янковский.
В том, что производители выстроятся в очередь за получением сертификата, топ-менеджер тоже сомневается. «Готовы ли сами поставщики поручиться за свой продукт, если мы видим, что с начала введения эмбарго импорт пальмового масла вырос на 40%?» - рассуждает он.
Переплачивать за качество, похоже, сейчас не готов и сам потребитель. Согласно опросу Nielsen, в первом квартале 48% россиян стали экономить, выбирая более дешевые продукты питания.
Дмитрий Леонов считает, что завышать цены на свои продукты после получения знака качества производители не заинтересованы. «Но такие товары по определению не смогут быть самыми дешевыми», - признает он.
Впрочем, в Руспродсоюзе считают, что сертифицированную продукцию смогут позволить себе не только клиенты «Азбуки вкуса». «Использование дорогих компонентов не всегда влияет на улучшение полезных свойств», - подчеркивает Леонов.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

Поделиться: