11:1511.06.15

Соцсети в России переживают кризис роста

Соцсети в России переживают кризис роста

Количество россиян, заходящих на сайты соцсетей с компьютеров, перестало расти практически для всех популярных сервисов этого рода. При этом аудитория сегментируется - растет посещаемость ряда менее популярных сетей. Специально для «Известий» компания TNS предоставила статистику российских социальных сетей с ноября 2012 года по апрель 2015-го (месячная аудитория, от 12 до 64 лет).
Судя по этим данным, из лидеров рынка заметный рост сохраняет только «ВКонтакте». «Одноклассники», Facebook и «Мой мир» показывают снижение посещаемости. При этом у сети «Мой мир» этот эффект наиболее заметен - в результате в начале нынешнего года эта сеть переместилась с третьего места на четвертое, пропустив вперед Facebook.
- Мы сохраняем рост во всех направлениях, - заявил «Известиям» официальный представитель «ВКонтакте» Георгий Лобушкин.
Из сервисов «второго эшелона» уверенный рост демонстрирует Instagram. Если в ноябре 2012 года его месячная посещаемость достигала 2 млн уникальных посетителей, то в апреле 2015-го - 11 млн. Максимального значения Instagram достиг в ноябре 2014 года - 13,3 млн человек (надо сказать, что в кризисный период конца прошлого года всплеск аудитории показали многие соцсети).
- Instagram - самая активно растущая и динамичная сеть, «ВКонтакте» показывает более медленный рост. Происходит вполне закономерный процесс нишевания - появляются и развиваются узкие тематические и профильные сети, развиваются форумы, - говорит руководитель аналитического центра Brand Analytics Светлана Крылова.
Показывает положительную динамику и ряд других сервисов «второго эшелона». Так, российская аудитория LinkedIn за 2014 год выросла на 50% - правда, она по-прежнему невелика, около 3 млн.
Сервис микроблогов Twitter почти не вырос. Если в конце 2012 года его месячная посещаемость была 10 млн человек, то в апреле 2015-го - 10,8 млн. Но при этом, по данным Brand Analytics, в апреле 2015 года Twitter стал второй после «ВКонтакте» площадкой по количеству сообщений - 202 млн. и 287 млн. постов, соответственно. При этом активных авторов (не считая ботов) у российского Twitter всего 1,5 млн., а у «ВКонтакте» - 21,5 млн.
- В России часть функций и, соответственно, аудитории Twitter забирает «ВКонтакте» благодаря своей «стене» - обмену короткими сообщениями-статусами, - добавляет Крылова.
В феврале этого года в «большой тройке» лидеров российских соцсетей произошло изменение. Facebook по посещаемости обогнала «Мой мир», которая прежде занимала третье место после «ВКонтакте» и «Одноклассников». Тремя последними владеет компания Mail.Ru Group. В ноябре 2012 года у Facebook посещаемость была 26,2 млн человек, а у «Моего мира» - 30,7 млн. В августе-октябре 2014 года «Мой мир» уже была на грани потери третьего места. Но в декабре ее аудитория выросла до 26 млн. Представители соцсети не прокомментировали вопрос о возможной покупке трафика.
Через несколько месяцев падение продолжилось - и Facebook всё же оказалась впереди.
По данным TNS, за 4 года незначительно просела аудитория «Одноклассников». В ноябре 2012 года - 39,8 млн, в апреле 2015-го - 38,7 млн. Здесь пик посещаемости пришелся на март 2013 года - 44,7 млн.
- Аудитория соцсети не падает, напротив, растет довольно уверенно - и по внутренним данным, и по данным других внешних источников, - заявил Арсен Исрапилов, директор по маркетингу «Одноклассников». - Особенно заметен рост мобильной аудитории - более 35% в год.
В ближайшие 2-3 года большие сети («ВКонтакте», «Одноклассники») в России быстро расти не будут, считает коммерческий директор J'son & Partners Сonsulting Павел Ермолич.
- Возможен рост аудитории за счет регионов и возрастных групп, которые раньше не были охвачены, но потенциал такого роста лимитирован, - говорит он. - Такие сети, как Facebook и LinkedIn, могут расти быстрее - и будут, потому что значительная часть аудитории ими не охвачена. При этом у них чуть другие позиционирование и имидж.
Создатель статистического сервиса LiveInternet Герман Клименко также считает, что сильного роста соцсетей в ближайшие годы ждать не придется. Рост будет происходить вместе с приходом в интернет новых пользователей, например школьников.
- Новое поколение предпочитает выбирать «ВКонтакте». В «Одноклассниках» для них старая аудитория. И Facebook - это поколение постарше, тут больше представителей бизнеса, - отмечает Клименко.

Поделиться: