14:4517.07.15

Как доверчивых россиян обманывают в автосалонах

Как доверчивых россиян обманывают в автосалонах

Автомобиль, как ни крути, продолжает оставаться для среднего россиянина вещью дорогостоящей и статусной, которую просто так не купишь, к которой "надо идти". Можно долго хвалиться тем, что отечественный рынок занимает лидирующие позиции в Европе по продажам новых машин, радоваться открытию под Петербургом или Калугой очередного сборочного производства, но факт остается фактом - многие россияне по-прежнему долгие годы копят деньги на автомобиль. Из маленьких городов в мегаполисы отправляются экспедиции за дорогой покупкой. Причем великие хождения за машиной сопровождаются чуть ли не усовершенствованием нижнего белья путем пристрочки потайных карманов.
Как следствие, авторынок продолжает привлекать внимание мошенников и аферистов. Автофорумы Петербурга, тематические группы в социальных сетях пестрят сообщениями о жульничестве при покупке авто. Негодуют пострадавшие по-разному. Начиная от призывов: "Спасите, люди добрые" и заканчивая сухой констатацией факта: "Да, стал жертвой мошенников, сам виноват, но что поделаешь". При этом одни грозят дойти до президента, другие пишут петиции на Change.org, а третьи уже просто отчаялись на что-то надеяться.
Наибольшую популярность в последнее время приобретает следующая схема "разводки". Потенциальный автовладелец видит на сайте салона стоимость автомобиля, которая значительно ниже среднерыночной. В телефоном разговоре сотрудники магазина говорят, что действительно желаемый товар по вожделенной цене есть в наличии. Первый шаг сделан. Клиент заинтересован и направляется по адресу. Но по прибытии его ждет разочарование. Оказывается, что цены на сайте были опубликованы с учетом "всех-всех-всех" скидок, которых уже нет. При этом отсутствуют и сами машины. Есть, правда, другие, они чуть дороже, но и чуть лучше. Уже завлеченный низкой ценой потенциальный покупатель вступает в игру.
Не хватает денег? Не проблема! Всегда можно взять кредит. В салоне покупателя тут же связывают с представителем банка. Чуть позже выясняется один нюанс - получить разрешение на кредит можно только при условии, что клиент оформит страховку и, к примеру, оплатит, установку дополнительной сигнализации. Но и на это покупатель согласен.
Однако, оказывается, это еще не все сюрпризы. Покупатель узнает, что надо подписать дополнительный договор. Читают его, как правило, немногие. Как говорится, ничего особенного, небольшая формальность. Между тем в нем содержится фраза о том, что если клиент принимает решение отказаться от сделки, то автосалон забирает залог. Хотя, с другой стороны, зачем клиенту менять решение?
Начнем с того, что процедура оформления кредита может занимать до десяти часов. Завершается она, как правило, под самое закрытие салона, когда уставший за день покупатель, совершенно осоловевший от всех нулей и процентов, рад подписать все, что угодно. Не может быть, чтобы его теперь просто так взяли и обманули люди, которые весь день страдали за его светлое автомобильное будущее, уверен он. И здесь клиент ошибается. Перечитав утром на свежую голову кредитный договор, обладатель новой машины осознает, что теперь вся его жизнь будет посвящена одной цели - вернуть этот самый кредит. Потому что оформлен он был чуть ли не под 40%. А конечная цена того долгожданного Volkswagen Polo, который, если верить сайту, должен был стоить 450 тыс. рублей, в итоге составила в разы больше. Разгневанный автовладелец вновь идет в салон. Он хочет отказаться от сделки, вернуть машину и забыть все как страшный сон, но не тут-то было! Деньги ему никто не возвращает. Пострадавший обращается в УВД, но помощи там не находит. Как правило, все сводится к констатации прописных истин: надо смотреть, что подписываешь.
В такую ситуацию попала Татьяна. Она решила приобрести автомобиль в одном из петербургских салонов. Осознание того, что ее обманули, к женщине пришло лишь дома. "Когда мы приехали домой, отдохнули и внимательно пересмотрели документы, все оказалось намного хуже. Стоимость машины выросла до 750 тыс. рублей, плюс страхование жизни почти 150 тыс., плюс КАСКО 50 тыс. Ставка оказалась 24,5%, ежемесячный платеж - 26 тыс. 990. Мы были в шоке и не понимали, как такое могло произойти. В Интернете я нашла информацию, что это отработанная схема салонов-мошенников. Они заманивают покупателей выгодными ценами и условиями кредитования. Держат людей в салоне целый день, чтобы довести до переутомления, чтобы внимание было рассеянным. Затем дают подписывать одни документы, а под видом копий подсовывают другие".
С похожей ситуацией столкнулся и Виталий, который специально прилетел в Петербург за новым автомобилем. Его кредитные документы оформлялись несколько дней. А в итоге новая машина обошлась ему в три раза дороже, чем заявлялось изначально. "Два дня нас мучили (то связи с банком нет, то компьютер завис), потом дали подписывать документы в нескольких экземплярах. На первом было нормально, а другие экземпляры не давали читать, мол, то же самое подпишите. В итоге первые экземпляры пропали куда-то, а те, где был кошмар, остались. Сейчас мы не можем дозвониться до сотрудника, который занимался оформлением кредита. Автомобиль, который стоит 460 тыс. рублей, нам обошелся в 1,5 млн", - негодует Виталий.
По словам заместителя председателя регионального отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерия Солдунова, к нему в организацию обращается значительное число пострадавших от автомошенников. Случаи самые разнообразные. Есть и кредитные истории, и угоны только что купленных автомобилей, и ситуации, когда заказанный автомобиль не удается получить в течение года. Эксперт считает, что идти на какие-либо переговоры и встречи с представителями салонов бесполезно. "Мошенники делают все сознательно. Они понимают, каким образом зарабатывать деньги. В этом смысле переубеждать их в том, что они оказались неправы, бесполезно. Они для себя все уже решили", - уверен Солдунов.
Единственным выходом из положения должна стать судебная тяжба. Да тяжелая, да очень долгая, но иного пути просто не существует. "Путь один - это суд. Все начинается с искового заявления на салон, который вам продал автомобиль или принудил вас подписать договор на совершенно неприемлемых условиях. Без профессионального юриста, адвоката будет не обойтись. В Петербурге их сегодня достаточно. Это недешево, но раз человек попал в такую историю, то другого пути нет. Надо пытаться вернуть свои деньги. Иначе никак. Естественно, обязательное присутствие на заседаниях. Все бумаги, документы, полученные в салоне, иметь при себе. Начиная от самого договора, заканчивая кассовым ордером, чеком. Тот самый мелкий шрифт, которым набираются в договорах невыполнимые условия, сегодня в суде воспринимается как отягчающая сторона", - отмечает представитель Всероссийского общества автомобилистов.
При этом эксперт не советует подавать коллективный иск. Дело в том, что иногда обманутые клиенты одного салона объединяются и начинают отстаивать свои права сообща. Лучше подать сто исков в адрес одного автосалона-мошенника, чем одно заявление, под которым будут стоять подписи сотни разгневанных покупателей. "Хотя, конечно, каждый человек должен понимать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Ну не бывает такого, чтобы новый немецкий автомобиль стоил 400 тыс. рублей. Вам предлагают что-то дешевое? Должен же быть здравый смысл. Насторожитесь. Проверенные организации так не работают. Хотя, например, перед новым годом многие солидные автокомпании были вынуждены работать в ущерб себе, лишь бы не растерять клиентов", - вспоминает Солдунов.
Руководитель агентства "Auto-Dealer-Спб" Михаил Чаплыгин уверен, что официальный дилер, имеющий договор с импортером, не будет использовать серых схем. Риск быть обманутым в таких салонах минимальный - у клиента всегда есть возможность обратиться с жалобой к импортеру, у которого есть рычаги воздействия на своего дилера. Узнать, какой дилер является официальным, а какой нет, проще просто. У всех крупных автофирм имеются русскоязычные сайты, на которых опубликованы полные списки партнеров. Салонов, которые впечатывают в кредитные договоры задним числом кабальные условия, в них быть просто не может.
Кроме этого, для официальных дилеров существует "рекомендованная розничная цена" по стране. Де-юре ценник у всех салонов должен быть одинаковым. Действительно, стоимость машин в Москве и Петербурге может быть ниже, чем в регионах, но не настолько, чтобы все бросать и ехать за покупкой в большой город. "Наверное, это повелось с советских времен. Принято считать, что на "большой земле" все дешевле, но и риски гораздо выше. Зачем люди идут на эти риски? Сложно сказать. Как бы грубо это ни звучало, но, скорее всего, это малограмотность непросвещенность населения. Первое, что надо сделать, - посмотреть, есть ли приглянувшийся вам дилер на сайте импортера. Чтобы найти официального дилера, не нужно рыскать по авторынкам, по автоперекупам, где стоят машины всех марок с надписями "дисконт" и "даром". Такого просто не бывает", - уверен Чаплыгин.
Эксперт считает, что бороться с салонами-мошенниками на данный момент можно только путем обращения в суд. При этом, скорее всего, "погоревшие на автокредитах" вряд ли смогут создать консолидированное движение по типу "обманутых дольщиков". Лишенные жилья петербуржцы, например, уже представляют собой значительную силу, на переговоры с которой не чурается выходить Смольный. Чаплыгин стоит на тех позициях, что объединиться обманутые автовладельцы могут, но основания для объединения у них другие. Все-таки одно дело, когда человек лишается жилья. При этом лишается не один, а кондоминиумом. У клиента же салона задача более приземленная - вернуть деньги за свою машину и забыть о случившемся навсегда.
Александр Калинин

 

 

Поделиться: