16:0017.07.15

Верховный суд определил цену эвакуации

Верховный суд определил цену эвакуации

Верховный суд России признал законными действующие расценки на эвакуацию автомобилей в Москве, привязанные к мощности двигателя. Оспорить установленные столичными чиновниками тарифы юристы безуспешно пытались на протяжении полутора лет. Тем не менее уже ближайшей осенью Госдума может принять поправки к КоАП РФ, которые изменят порядок ценообразования на услугу принудительной эвакуации.
Верховный суд (ВС) не усмотрел нарушений в установленных тарифах на эвакуацию автомобилей в Москве и отказал в удовлетворении жалобы юристу Виктору Вэскеру. Ранее активист, известный отменой 5-тысячного штрафа за сокрытие номерных знаков на платных парковках, не смог доказать свою правоту в Мосгорсуде. Таким образом, столичные автомобилисты по-прежнему будут оплачивать эвакуацию автомобилей, тарифы на которую привязаны к мощности двигателя.
«Получается, что пробелы в федеральном законодательстве позволяют московским чиновникам устанавливать любые тарифы, включая в расчеты то, за что автовладельцы платить по Административному кодексу не должны, -
прокомментировал «Газете.Ru» решение ВС Вэскер. - Все предпосылки для удовлетворения жалобы были, но, видимо, признание тарифов незаконными привело бы к огромному количеству исков от граждан с требованиями компенсации уплаченных за эвакуацию денег, поэтому суд жалобу отклонил».
Впервые Вэскер пожаловался в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на тарифы на эвакуацию машин, привязанные к мощности двигателя автомобиля, еще в конце 2013 года. Тогда ФАС нарушений антимонопольного законодательства в тарифе не увидела. После этого юрист подавал жалобу в Мосгорсуд, который также вынес отказное постановление.
Суть жалобы юриста состоит в том, что при установлении тарифов власти в лице узаконившего цены на эвакуацию департамента экономической политики и развития города Москвы нарушили административное законодательство.
Так, согласно п. 11 ст. 27.13 КоАП РФ, автовладелец, совершивший административное правонарушение, которое влечет задержание и эвакуацию автомобиля, должен оплачивать только расходы на перемещение и хранение машины.
Точно такая же норма, говорящая о необходимости оплаты только расходов на перемещение автомобиля, содержится и в ст. 6 закона г. Москвы от 11.07.2012 №42 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве».
Однако стоимость эвакуации столичные чиновники рассчитали по постановлению правительства Москвы от 29.09.2009 №1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве». Пункт 3 данного документа устанавливает порядок разработки и утверждения регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, работы и услуги в Москве. Согласно документу, все тарифы должны быть обоснованными и обеспечивать компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыль.
В своих жалобах юрист отмечал, что столичные власти при расчете таких тарифов руководствовались своим же постановлением, фактически противоречащим КоАП РФ. Вэскер полагает, что город не должен зарабатывать на автовладельцах и эвакуировать их автомобили, получая на этом прибыль.
При этом он обращал внимание на необоснованные, по его мнению, критерии при определении тарифов на эвакуацию.
«Утвержденная чиновниками в Москве величина тарифа зависит только от мощности двигателя, но не зависит от маршрута (километража) перемещения транспортного средства, а также его веса или технических особенностей. Понять, каким образом мощность мотора автомобиля влияет на величину расходов на его эвакуацию, крайне затруднительно», - поясняет Вэскер.
Напомним, что платная эвакуация заработала в Москве в сентябре 2013 года. Эвакуация мотоциклов, а также малолитражек мощностью двигателя до 80 л.с. обходится их владельцам в 3 тыс. руб., легковых машин мощностью от 80 до 250 л.с. - в 5 тыс. руб., а с двигателем большей мощности - в 7 тыс. руб. Стоимость эвакуации грузовиков в зависимости от габаритов стоит от 27 тыс. до 47 тыс. руб. Ежедневно в Москве эвакуируется порядка 800 автомобилей.
Ранее в департаменте транспорта Москвы «Газете.Ru» заявляли, что, согласно законодательству, право устанавливать тарифы на эвакуацию и хранение делегировано департаменту экономической политики и развития.
«Обстоятельства могут быть разными, но нарушитель есть нарушитель и по закону обязан возместить расходы на эвакуацию, - отмечала директор по стратегическому развитию АМПП Ксения Бродуленко. - Себестоимость эвакуации одного автомобиля - 7180,92 руб. Для кого-то это подъемная сумма, для кого-то - нет. Нарушают правила парковки водители вне зависимости от размера дохода и социального статуса. Как определить, какой именно это случай? В действующей российской практике именно мощность двигателя является основным при расчете налогов и услуг, связанных с транспортным средством (например, автомобильный налог, страховой полис), той же логики по совету экспертной группы было решено и придерживаться».
При этом в дептрансе отмечали, что готовы рассмотреть и другие методики расчета стоимости эвакуации, если они будут поступать, например, от Общественной палаты или «Общероссийского народного фронта».
«Такие серьезные вопросы нужно регламентировать на федеральном уровне, - заявил «Газете.Ru» юрист Коллегии правовой защиты автовладельцев Марат Бикбов. - В то время, когда эвакуацией занималась исключительно ГИБДД, методика расчета стоимости эвакуации была.
Сейчас же даже нельзя сказать, что московские власти завышают стоимость эвакуации, поскольку не установлено никаких пределов тарифов. Мое мнение, полномочия по решению таких вопросов отдавать на уровень субъектов просто нельзя».
Стоит отметить, что в апреле в Госдуму был внесен законопроект с правительственными поправками к КоАП РФ, предлагающими определять стоимость хранения и транспортировки машины по методике, утвержденной Федеральной службой по тарифам (ФСТ) России. Законопроект уже прошел второе чтение. В случае окончательного принятия поправок ФСТ с большой долей вероятности заменит привязку стоимости эвакуации автомобиля к мощности его двигателя на его массу. Одобрить документ Госдума может в сентябре текущего года.

Поделиться: