15:1517.07.15

Торговля обеспечивает 10% валового регионального продукта Мурманской области

Торговля обеспечивает 10% валового регионального продукта Мурманской области

В формировании валового регионального продукта по итогам 2010-2013 годов торговле (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования) принадлежала десятая часть, по данным Мурманскстата.
После снижения оборота розничной торговли в Мурманской области в период экономического кризиса (в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 3 процента в сопоставимых ценах), его динамика, начиная с 2010 года, характеризовалась устойчивым ростом. Прирост товарооборота за пять лет (2010-2014 годы) составил около 18 процентов. В среднем один житель области приобрёл в 2014 году товаров на 197 тысяч рублей, или более чем на 16 тысяч рублей в месяц. При этом в силу географического расположения региона суммы покупок населением пищевых продуктов (включая напитки) и табачных изделий превысили на 19 тысяч рублей суммы покупок непродовольственных товаров и составили в 2014 году соответственно 108 и 89 тысяч рублей на одного жителя. По России же в целом, наоборот, больше приобретались непродовольственные товары, суммы покупок которых в 2014 году составили 96 тысяч рублей (на пищевые продукты и табачные изделия один россиянин потратил в среднем 84 тысячи рублей). В текущем году положительная тенденция была прервана, отмечено значительное снижение оборота розничной торговли, однако постепенно отставание к уровню прошлого года сокращается.
В регионе опережающими темпами развивается сетевая торговля и современные форматы торговли. Подтверждением этого является тот факт, что на долю торговых сетей в I квартале 2015 года пришлось около 37 процентов общего объёма оборота розничной торговли; при этом в торговле пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес торговых сетей составил почти 45 процентов. Для сравнения: в целом по Российской Федерации эти показатели сложились в меньшем объёме и в январе-марте 2015 года составили соответственно 24 процента и 30 процентов от оборота розничной торговли. По предварительным данным, для жителей области в конце 2014 года работали 4156 магазинов, в числе которых были 5 гипермаркетов, 91 супермаркет. За год число супермаркетов увеличилось почти на 40 процентов. В конце апреля этого года свои двери для мурманчан и гостей города распахнул торгово-развлекательный комплекс «Мурманск Молл», размер сдаваемой площади в котором составляет 45 тысяч квадратных метров, а пропускная способность - 25 тысяч человек в день.
Укрепляется сложившаяся в последние годы тенденция ориентирования населения на покупку товаров в магазинах, что подтверждается плавным снижением доли продаж товаров на розничных рынках и ярмарках с 10 процентов в 2010 году до 3,5 процентов в 2014 году. В январе-июне текущего года около 3 процентов из общего объёма проданных товаров было реализовано на розничных рынках и ярмарках. По данным исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, в 2014 году было проведено 272 ярмарки, в I квартале 2015 года - 73 ярмарки, число мест в последних составило 909 единиц. В общем числе ярмарок, организованных в январе-марте 2015 года, две трети пришлось на долю специализированных по продаже в основном непродовольственных товаров. Основными хозяйствующими субъектами на них были индивидуальные предприниматели, которым было выделено более 80 процентов всех торговых мест.
Несмотря на развитие современных форматов торговли, прочное место в розничной торговле по-прежнему занимает малый бизнес. Его доля в общем объёме товарооборота в последние годы хоть и несколько снизилась (от 55 процентов в 2010 году до 45 процентов в 2014 году), однако остаётся значительной.
Не менее результативной в целом за пять последних лет (2010-2014 годы) была деятельность оптовой торговли, оборот которой (в сопоставимых ценах) возрос за это время более чем на четверть. Однако его снижение началось в конце прошлого года, а в текущем году продолжилось.

Поделиться: