11:3027.07.15

Как менялись люди в СССР и России: исследования психологов

Как менялись люди в СССР и России: исследования психологов

Чем различается психология советского и постсоветского поколений, чего боялся человек советский и почему воспитывать детей в кризис опасно, разбирался отдел науки «Газеты.Ru».
Homo sovieticus и его фобии

«Каждый период имеет своего человека, который его определяет», - заметил на одной из своих публичных лекций известный российский социолог и исследователь общественного мнения Юрий Левада.
Сама идеологема советского человека, по мнению директора Левада-Центра Льва Гудкова, зародилась в 1920-30-х годах и была необходима для строительства социалистического общественного строя. Подобные мифологемы свойственны всем тоталитарным обществам на ранних этапах их развития. И если в нацисткой Германии и Италии полноценное становления человека не произошло в силу того, что режимы просуществовали недолго, то Советский Союз породил не одно поколение людей нового типа.
Получается, что правильный советский человек не представляет ни себя, ни что-либо еще вне государства.
Он ориентируется на контроль и вознаграждение со стороны государства, которое охватывает все стороны его существования. Одновременно с этим он ожидает, что его надуют, обманут, не додадут, отчего он уклонятся от своих обязанностей, халтурит и подворовывает. Он подозрителен во всем, что касается «нового» и «иного», недоверчив, пассивен, пессимистичен, завистлив и тревожен. Типичный советский человек индивидуально безответственнен, склонен переносить вину за свое положение на других - правительство, депутатов, чиновников, начальство, западные страны, приезжих и т.п., но только не на себя самого. У него развивается тотальная фобия и неприязнь ко всему новому, чужому и иностранном.
В такой схеме отношения государства с человеком представляют собой изощренный симбиоз.
Формально власть заботится о нем, обеспечивает работой, жильем, пенсией, образованием и медициной. Он, в свою очередь, поддерживает власть, исполняет патриотический долг и защищает интересы государства.
Однако обе стороны уклоняются от заявленных обязанностей и в результате государство оставляет человека на грани бедности и выживания, а он, в свою очередь, подворовывает и всячески увиливает.
Советский против постсоветского и поколений 90-х
Начиная с 2010 года психологи под руководством доктора психологических наук Влады Пищик провели серию исследований и выяснили, чем с психологической точки зрения различается ментальность советского, переходного и постсоветского поколений. В исследовании участвовали 3 группы испытуемых. В постсоветское поколение вошли рожденные в 1990-1995 годах, в поколение переходного периода - те, кто родились 1980-1985 и 1960-1965 годах. К советскому поколению психологи отнесли родившихся в военное время, в 1940-1945 годах. Всего в исследовании приняли участие 2235 человек.
Проанализировав результаты психологических опросников, ученые сделали вывод, что для советского гражданина, жившего в атмосфере коллективизма, характерны такие культурные ценности как «верность традициям», «открытость», «сердечность», «дисциплинированность», «уважение к власти». Переходное поколение склонно к так называемому горизонтальному индивидуализму. Среди его ярко выраженных параметров «душевность», «разобщенность», «самостоятельность», «недоверие к власти», «свободолюбие», «анархия», «холодность», «соперничество».
Авторы исследования рисуют следующий психологический портрет поколения 90-х.
Прежде всего это люди с неудовлетворенными потребностями в свободе и автономии, безопасности и признании и недовольные своим положением в обществе.
Они испытывают экзистенциальную тревогу от осознания конечности собственной жизни и с трудом самоопределяются. По мнению психологов, ощущение собственной реальной или мнимой неполноценности, приводит к возникновению у них таких черт, как обидчивость и уязвимость перед окружающими, нетерпимость к недостаткам других, требовательность, вспыльчивость и агрессивность.
Для постсоветского поколения ведущими являются семейные, альтруистические и коммуникативные смыслы. Для переходных поколений - экзистенциальные, когнитивные, смыслы удовольствия и самореализации.
Основными у представителей советского поколения оказались семейные и экзистенциальные смыслы.
Переходные поколения в отношениях характеризуются властностью, неуступчивостью, упрямством и холодностью. Представители советского поколения, в свою очередь, более требовательны, уверены в себе, более отзывчивы и в то же время упрямы.
По оценке этнической толерантности у переходных поколений оказались самые низкие баллы; выше среднего проявилась толерантность к сложности и неопределенности окружающего мира; средними баллами выражена толерантность к иным взглядам, отступлениям от общепринятых норм и неавторитаризму. Советское же поколение получило низкие баллы по толерантности отступления от общепринятых норм, к иным взглядам и неавторитаризму; средние баллы - по этнической толерантности; выше среднего - по толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.
В исследовании особенностей высказываний и представлений о собственном «Я» у разных поколений психологи обнаружили, что большинство высказываний у представителей переходного и советского поколений обладает признаками зависимости от группы.
У представителей постсоветского поколения 60 % высказываний независимы от группы. Из этого следует, что представления о своем «Я» в советском и переходных поколениях напрямую зависят от мнения коллектива.
Кризис повлияет на внуков и правнуков
Дедушки и бабушки тех, кому сейчас около 30 лет, пережили войну, голод, нищету и безработицу. Они были вынуждены начинать все «с нуля», а потому в их системе ценностей ведущие позиции занимали стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Ряд исследователей, в частности, семейный психолог Людмила Петрановская, считают, что войны, депортации, репрессии, кризисы становятся для людей историческими травмами, последствия которых размываются только к третьему-четвертому поколению.
Таким образом, перестройка 90-х и общая атмосфера нестабильности отразилась в неуверенности и беспомощности тех людей, чья ранняя и средняя взрослость пришлись на этот период. И отсутствие психологической безопасности привело к тому, подростки начала 90-х чаще в сравнении с последующими поколениями проявляют беспомощность, тревожность и социальную пассивность.

Поделиться: