16:4529.07.15

От челябинского «гуманоида» до денисовца

Скелет древней женщины с черепом необычной вытянутой формы был обнаружен археологами в Челябинской области. Отдел науки «Газеты.Ru» вспоминает другие найденные на территории России останки древних людей, внесшие существенный вклад в изучение эволюции человека.
Несмотря на внушительное количество важных открытий, сделанных на территории России, ученые продолжают находить все новые и новые останки древних людей, привлекающие внимание исследователей. Чуть больше недели назад, 18 июля, на территории Челябинской области археологи нашли скелет древней женщины, обладавшей черепом необычной вытянутой формы. Могильник, где проводились раскопки, датируется II-III веками н.э., а на его территории расположено 15 курганов необычной подковообразной формы.
Ученые полагают, что женщина принадлежала к поздним сарматам - древнему племени, кочевавшему на территориях современных Украины, Казахстана и юга России.
Необычная форма черепа женщины объясняется древними традициями, когда головы детей туго перевязывали при помощи веревок и дощечек, после чего кости приобретали вытянутую форму.
Историки еще не дали однозначного ответа на вопрос о том, для чего именно кочевники таким образом изменяли форму головы членов своего племени. Известно, что обычай вытягивать черепа был у древних египтян, а также индейцев.
Как показывает практика, раскопки захоронений помимо необычных останков могут преподносить ученым немало других сюрпризов: так, при изучении могильников людей, принадлежавших к манычской катакомбной культуре (расположены они в Ростовской области, а датируются XXIII веком до н.э.), ученые обнаружили прекрасно сохранившиеся деревянные повозки.
О том, для чего именно люди помещали повозки в могильники, ведутся активные споры: некоторые ученые полагают, что это были транспортные средства, использовавшиеся в повседневной жизни людей и помещенные в захоронения, чтобы обеспечить человеку возможность комфортного передвижения и после смерти. Другие исследователи делят повозки на ритуальные, изготавливавшиеся специально для погребения, и на бытовые:
первые экипажи должны были служить для отдания высших воинских почестей умершему, а вторые помещались в могилы родовой аристократии или глав крупных родов.
Говоря о самых знаменитых древних жителях России, в первую очередь стоит вспомнить о денисовском человеке. Его фрагментарные останки - мизинец руки маленького ребенка - были обнаружены в 2008 году в Денисовой пещере в Восточной Сибири, на границе Республики Алтай и Алтайского края российскими археологами Анатолием Деревянко и Михаилом Шуньковым.
Радиоуглеродный анализ костей показал, что денисовский человек жил около 40 тыс. лет назад. Геном древнего жителя Алтая был полностью секвенирован международной командой ученых под руководством шведского генетика Сванте Паабо. В результате работы выяснилось, что денисовский человек сильно отличается от современных людей: даже неандертальцы оказались более близкими родственниками современного человека, чем денисовцы. Это означает, что
человек из Денисовой пещеры отделился от нашего общего предка раньше неандертальцев и современных людей - более миллиона лет назад.
Кроме того, оказалось, что денисовцы сосуществовали одновременно с неандертальцами, а иногда даже скрещивались с ними. Кстати, Сванте Паабо изучал геном и алтайских неандертальцев, проживавших в пещере Окладникова (Южная Сибирь). В результате работы выяснилось, что «окладниковский» неандерталец был единственным представителем своего вида, которому удалось покорить Сибирь.
Чуть больше года назад «Газета.Ru» рассказывала еще об одной уникальной находке, которая была сделана на берегу Иртыша в районе села Усть-Ишим в Омской области. В 2008 году краевед Николай Перистов выставил в своей мастерской собранную им большую коллекцию костей и зубов млекопитающих, живших в долине Иртыша около 20-50 тыс. лет назад и даже раньше. В 2010 году изучением этой коллекции занялся палеонтолог и эксперт-криминалист Алексей Бондарев, который обратил особое внимание на кость, напоминавшую бедренную кость человека.
Чуть позже к работе были привлечены другие российские и зарубежные исследователи, было установлено, что кость действительно принадлежит человеку современного типа, а ее возраст насчитывает около 45 тыс. лет, - до сих пор не существовало прямых свидетельств такого раннего проникновения человека на север Евразии. Находка оказалась чрезвычайно ценной для ученых и еще по одной причине: в кости очень хорошо сохранилась ДНК, что позволило генетикам установить, что примесь генов неандертальца в ДНК усть-ишимского человека была больше, чем у современного населения Евразии. Это означает, что
усть-ишимский человек жил вскоре после случайного скрещивания неандертальцев и кроманьонцев. Этот факт сам по себе имеет большое значение для изучения истории эволюции современного человека и его возможной генетической связи с другими видами гоминид.
2014 год принес и еще одно открытие, касающееся ДНК древних «россиян». Так, исследовательская группа под руководством датского профессора Эске Виллерслева сумела изучить ДНК человека, останки которого были найдены в Воронежской области, а именно - на территории Костенковско-Борщевского комплекса стоянок каменного века. В прошлом году Эске Виллерслев рассказал «Газете.Ru» о том, что возраст древнего жителя Воронежской области составляет около 37 тыс. лет, кроме того, он был родственником своих современников-европейцев.
Благодаря анализу ДНК останков исследователям удалось выяснить новые факты о миграциях древних людей, а также подтвердить существование метапопуляции, занимавшей территории от Европы до Центральной Азии, внутри которой происходил сложный генетический обмен.
Как бы то ни было, исследование древних захоронений всегда преподносит ученым новые сюрпризы и открытия, поток которых, по всей видимости, не иссякнет еще долгое время. Например, в ближайшее время специалистам предстоит проанализировать генетический материал останков человека из Чагырской пещеры, которая также расположена на Алтае.

10:15На борту мурманского траулера моряк получил тяжелую травму шеи