14:3004.08.15

ФАС может заморозить тарифы аэропортов

ФАС может заморозить тарифы аэропортов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может заморозить тарифы на услуги аэропортов по обслуживанию российских самолетов. Поручение рассмотреть такую возможность Федеральной службе по тарифам (ФСТ; в середине июля ведомство было упразднено и все его функции перешли к ФАС) дал вице-премьер Аркадий Дворкович во время совещания с представителями профильных ведомств и московских аэропортов в начале прошлого месяца. Об этом «Известиям» рассказал источник в правительстве, присутствовавший на совещании.
В пресс-службе ФАС подтвердили, что в курсе этого поручения. Правда, по словам представителя ведомства, окончательное мнение по этому вопросу пока не сформировано. Аэропортовые тарифы разделяются на регулируемые государством и не регулируемые. К последним относятся тарифы на предоставление временной стоянки самолета, на использование аэровокзалов, обработку груза, за посадку и высадку пассажиров. К регулируемым тарифам относятся ставки за сбор/посадку самолета, за обеспечение авиабезопасности, пользование аэровокзалом, сверхнормативную стоянку и коммерческое обслуживание пассажиров (кроме трансферных).
- Регулируемые тарифы практически не увеличились за последние 4 года. Остальные, нерегулируемые, выросли в 2,5 раза, - говорит гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. - Ставка сбора в зависимости от расположения аэропорта может отличаться более чем в два раза. В 2014 году наиболее высокие темпы роста ставок сборов были зарегистрированы в аэропортах Волгограда, Владивостока и Екатеринбурга. В среднем в структуре расходов авиакомпаний аэропортовые сборы не превышают 20%.
Заморозка тарифов на аэропортовые услуги рассматривается как компенсация авиакомпаниям за планируемое введение НДС на услуги аэропортов - последнее и было главной темой совещания у Дворковича. Сами авиакомпании активно поддерживают идею о заморозке тарифов. Схожие требования Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта в середине июля направляла министру транспорта Максиму Соколову - правда, там перевозчики и вовсе просили «законодательно обязать аэропорты снизить абсолютный уровень тарифов». Но позже пожелания приобрели более скромный характер: как следует из протокола заседания Российского союза промышленников и предпринимателей, прошедшего в конце июля (копия есть у «Известий», участие принимали представители авиакомпаний и аэропортов), было решено просить у Дворковича, Соколова и министра финансов Антона Силуанова мораторий на повышение регулируемых аэропортовых тарифов сроком до 31 декабря 2017 года.
На совещании у Дворковича месяц назад был утвержден вариант, при котором вводится 18-процентный НДС при обслуживании самолетов на внутренних воздушных линиях и 0% - на международных. Но авиакомпании, в счета которых и будет включаться налог на добавленную стоимость, а также Минтранс настаивают на втором варианте - 0% и на внутренних, и на международных рейсах. Сейчас аэропортовые услуги освобождены от НДС как такового статьей 149 Налогового кодекса РФ, но аэропорты просят ввести для них этот налог хотя бы по ставке 0% - чтобы иметь возможность возмещать его из федерального бюджета.
- НДС поступает в бюджет как разница между полученными от потребителя и уплаченными поставщикам суммами этого налога, - объясняет заместитель гендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. - Если уплаченные поставщикам аэропорта суммы выше тех, которые получил от продажи услуг авиакомпаниям он сам, то аэропорт вправе возместить половину этого превышения. Сейчас аэропорт не является плательщиком по НДС, поэтому от потребителей (авиакомпаний) НДС не получает - но поставщикам платит. В итоге эти суммы включаются напрямую в себестоимость, что стало невыгодно аэропортам - сейчас многие из них ведут реконструкцию и платят большой НДС по строительным работам, но возместить налог не могут.
- Особо актуально проблема возмещения НДС встала именно сейчас, потому что аэропорты готовятся к масштабным реконструкциям. Сейчас, конечно, больших затрат на реконструкцию нет, но вскоре этот вопрос встанет остро - например, в 2018 году пройдет чемпионат мира по футболу, в рамках которого планируется реконструкция как минимум восьми аэропортов, - говорит главный редактор портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.
Партнер, руководитель направления по работе с транспортными компаниями Deloitte Александр Дорофеев также связывает желание аэропортов отказаться от льготы по НДС с их планами по развитию инфраструктуры.
- В первую очередь долгосрочные планы по развитию Московского авиационного узла предполагают вложения в аэропортовую инфраструктуру. Получается, что аэропорты за счет возмещения НДС в конечном итоге смогут сократить затраты на реконструкцию. По моим оценкам, речь может идти о нескольких миллиардах рублей [в материалах РСПП приводится 6 млрд рублей]. Сейчас величина НДС, который невозможно возместить, только в одном из московских аэропортов может составлять до миллиарда рублей в год, и эта сумма включается в себестоимость, а значит, в конечном счете в тарифы, оплачиваемые авиакомпаниями. С планируемыми вложениями в инфраструктуру она только увеличится, ведь стоимость строительства одной взлетно-посадочной полосы около 50 млрд рублей, а на каждый рубль инвестиций невозвратный НДС может составить 15 копеек и более, - сказал эксперт.
Связь отмены льготы по НДС со строительством с помощью государственно-частного партнерства «Известиям» также подтвердили в столичном Домодедово.
- Актуальность вопроса обусловлена в том числе тем, что в настоящее время идет процесс обсуждения проекта концессионного соглашения и перечня объектов аэродромной инфраструктуры Домодедово, которые могут быть переданы аэропорту в рамках данного вида государственно-частного партнерства, - сообщила пресс-служба аэропорта. Пока что будущие концессии находятся на начальной стадии обсуждения.
Аэропорты выступают против заморозки своих тарифов.
- В результате отмены льготы по НДС у авиакомпаний не возникает дополнительных расходов и механизмы по их компенсации не требуются, - сообщил представитель Шереметьево, пояснив, что при 18-процентном НДС на внутренние рейсы авиакомпании смогут предъявить уплаченный налог к возмещению из бюджета.
Авиакомпании опасаются введения 18-процентного НДС на внутренние рейсы: если при нулевом НДС вся нагрузка по возмещению ляжет на бюджет, то при 18-процентном авиакомпании частично компенсируют эту нагрузку. Как следует из письма Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта министру транспорта Максиму Соколову, 18% на внутренние рейсы приведут к «вымыванию оборотных средств авиаперевозчиков, что в текущей ситуации на финансовых рынках является драматичным для региональных авиакомпаний и приведет к серьезным негативным последствиям для крупных авиакомпаний». Отвлечение оборотных средств может составить до 15 млрд рублей, говорится в письме. В случае введения 18-процентного НДС, поясняет Ходоровский, авиакомпании получают от потребителей НДС меньше, чем уплачивают, - дело в том, что НДС на внутренние рейсы сейчас составляет 10%.
- Поэтому в случае введения 18-процентного НДС на аэропортовые услуги на внутренних рейсах авиакомпании тоже смогут претендовать на возврат НДС, но возмещение из бюджета будет идти больше пяти месяцев, поэтому авиакомпаниям придется один раз отвлечь, по разным оценкам, от 4 млрд до 15 млрд рублей. А если учесть, что своих средств у авиакомпаний практически нет, то речь пойдет о заемных, которые нужно будет постоянно обслуживать, а при нынешних ставках это опять весьма существенные расходы для авиакомпаний, рост себестоимости и вынужденный рост тарифов. Вообще НДС - очень сложный налог, любое его изменение затрагивает сразу много сторон, и в идеале не надо было вообще ничего трогать, - резюмировал Ходоровский.
Другой аргумент авиаторов, который признают, впрочем, и аэропорты, - невозможность администрировать такой раздвоенный НДС (на внутренние и международные рейсы отдельно) в целом ряде случаев: например, если самолет вылетает из одного из российских городов, делает остановку в Москве и продолжает рейс за границу, то у авиакомпании возникает вопрос, как учитывать этот рейс - как внутренний или как международный. Тогда авиакомпания вынуждена вести учет пассажиров, которые совершили внутрироссийскую или международную поездку. Высчитывать этот показатель вручную невозможно, его можно вывести автоматически, но для этого понадобится дорогостоящее программное обеспечение, которое на данный момент авиакомпании позволить себе не могут, отмечают собеседники «Известий» на рынке.
Поэтому авиакомпании предложили нулевой НДС и по внутренним, и по международным рейсам - Минтранс предложил точно такой же вариант правительству.
- Позиция Минтранса России по данному вопросу представлена в правительство РФ. Министерство считает целесообразным установление ставки НДС 0% при обслуживании воздушных судов, выполняющих полеты на внутренних и международных линиях, - заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства.
Если Дворкович прислушается к этой позиции и будет принято решение о введении нулевых НДС на аэропортовые услуги, то необходимость в заморозке аэропортовых тарифов очевидно отпадет. Впрочем, по мнению Ходоровского, даже в случае введения НДС в 18% ФАС вряд ли решит замораживать рост аэропортовых тарифов.
- В таком случае аэропорты тут же будут вынуждены попросить своих поставщиков замораживать тарифы, - предостерегает он. - И это будет логично: невозможно тарифы заморозить только в одном звене цепочки, придется распространить это решение и на остальные звенья - например, на электроэнергию и так далее, вплоть до цены на нефть.
В «Аэрофлоте» от комментариев отказались, в «Сибири» и «Трансаэро» подтвердили, что наиболее пригодным вариантом для авиакомпаний является введение нулевой ставки как на внутренних, так и на международных рейсах, и заявили о поддержке заморозки тарифов аэропортов.

Поделиться: