09:3012.08.15

В Колэнерго изучают возможности аэросканирования воздушных линий электропередачи и оснащения их новыми типами проводов

В Колэнерго изучают возможности аэросканирования воздушных линий электропередачи и оснащения их новыми типами проводов

На заседании технического совета филиала МРСК Северо-Запада «Колэнерго» (входит в группу компаний «Россети») обсуждались вопросы перспективного развития электросетевого комплекса. В частности, рассмотрены эффективность применения метода аэросканирования при обследовании высоковольтных линий электропередачи, а также возможность использования новых типов сталеаллюминиевых проводов и грозотросов для воздушных ЛЭП. Вёл заседание первый заместитель директора - главный инженер Колэнерго Сергей Зайц.
- Метод аэросканировния (лазерного сканирования) хорошо себя зарекомендовал при обследовании отдаленных ЛЭП Кольского полуострова, куда затруднена доставка персонала сетевых участков. При установке на вертолете сканирующей аппаратуры выдаются более качественные результаты, чем при обычном вертолетном осмотре линии, - считает начальник производственной службы линий ПО «Северные электрические сети» Александр Кизенков. Он поделился опытом применения этого метода при обследовании линии 150 кВ, протянувшейся на 117 километров от Верхнетуломской ГЭС до города Заполярный. Линия была отсканирована на всем протяжении в формате трехмерной модели. Анализ снимков выявил провисы проводов, дефекты опор и ширину трасс. При этом хорошо просматривались длина пролетов, расстояние проводов до земли и пересекаемых объектов, углы наклона опор и разворота траверс, другие параметры. По результатам осмотра была составлены электронные таблицы с данными о техническом состоянии каждой опоры, которые будут учтены в планах капремонта линии. Но более мелкие дефекты деталей можно выявить только при системном мониторинге линии с применением тепловизионной аппаратуры, что обойдется в разы дороже, чем лазерное сканирование, - заметил Александр Кизенков.
Председатель техсовета Сергей Зайц предложил распространить опыт аэросканирования на другие труднодоступные линии, куда доставлять людей и технику затратно и неэффективно, а также изучить опыт финских коллег, которые не первый год применяют метод лазерного и тепловизионного сканирования линий, полностью отказавшись от их осмотров штатным персоналом обходчиков. Предложение было внесено в решение техсовета.
О путях повышения надежности воздушных ЛЭП посредством применения новых типов сталеаллюминиевых проводов и грозотросов рассказал начальник отдела эксплуатации ЛЭП и распредсетей Мустафа Маннанов. Он отметил, что половина от общего числа технических сбоев на линиях связана с обрывами либо дефектами проводов по причине вибрации, гололедно-изморозевых образований, грозовых явлений, повреждений зажимов, коррозии. В условиях эксплуатации на Кольском полуострове ветровые нагрузки на провода очень высоки, а в зимнее время провода и грозотросы подвержены сильному гололедно-изморозевому образованию. Установленные на проводах ЛЭП 35-150 кВ ограничители гололедообразования, при изморозевых отложениях, которые наблюдаются в Кольском регионе, оказались неэффективными, а в некоторых случаях приводили к нештатным ситуациям. Поэтому Мустафа Маннанов предложил обратить внимание на новые типы проводов и грозозащитных тросов с повышенной устойчивостью к вибрации, скручиванию, коррозии, ветровому давлению и гололедно-изморозевым отложениям.
Техсоветом решено, исходя из финансовых возможностей, лучшие типы проводов и грозотросов по механическим, антигололедным, антикоррозийным и токопроводным характеристикам рекомендовать к применению, с их постепенным внедрением в ходе реконструкции действующих и строительства новых линий электропередачи. Для этого необходимо проработать в технико-экономическом обосновании необходимость применения того или иного типа провода и троса в определенной местности, в конкретных климатических условиях.
Также прозвучало предложение, по договоренности с фирмами-изготовителями, взять в опытную эксплуатацию лучшие образцы проводов и грозотросов, разместив их на проблемных участках линий Кольского полуострова, что тоже было отражено в решении техсовета.

 

 

Поделиться: