13:1517.08.15

«Комитет гражданских инициатив» приглашает экспертов и юристов создать «Суд будущего»

«Комитет гражданских инициатив» приглашает экспертов и  юристов создать «Суд будущего»

«Комитет гражданских инициатив» приглашает экспертов, юристов и правозащитников, специализирующихся на судебно-правовой системе, принять участие во всероссийском конкурсе «Суд будущего». Его победители смогут представить свои проекты в рамках «Общероссийского гражданского форума» 21-22 ноября в Москве.
«Суд будущего» - это возможность поговорить о правосудии завтрашнего дня, попытка дать импульс изменениям существующей судебной системы и создать образ суда, который будет восприниматься обществом как инструмент примирения, снятия и урегулирования социальных конфликтов, а не подавления той или иной стороны.
В конкурсе могут принять участие как дипломированные юристы, так и студенты и аспиранты юридических вузов, правозащитники и специалисты в иных отраслях. Приветствуется участие молодых исследователей, а также авторов и коллективов, исследующих вопросы судоустройства и судебной деятельности в субъектах РФ.
Все проекты должны быть присланы не позднее 15 октября 2015 года. Авторы (соавторы) лучших проектов получат приглашения к личному участию в работе III Общероссийского гражданского форума на различных его площадках. Для иногородних участников подразумевается оплата проезда и предоставление места в гостинице.
В рамках второго дня Форума состоится публичная защита отобранных проектов, по результатам которой будут присуждены премии.
В составе жюри конкурса «Суд будущего» - независимые журналисты, заслуженные адвокаты и юристы РФ, эксперты и профессора, занимающиеся исследованием российской судебно-правовой системы.
Председатель жюри - Антон Иванов, научный руководитель факультета права НИУ «Высшая школа экономики», председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (с 2005-2014гг).
Ознакомиться с подробной информацией о конкурсе можно в «Положении конкурса «Суд будущего».Положение о проведении конкурса
«СУД БУДУЩЕГО»

в рамках IIIОбщероссийского гражданского форума
1. Идея и смысл проведения конкурса
Суд - одно из самых древних «изобретений» человечества, и вряд ли в самой его конструкции может появиться что-то принципиально новое. Однако развитие новых технологий и изменение самой структуры общества, несомненно, повлекут и изменения в конструкции судебной власти. Возможно, изменятся отношения между судебной системой и гражданским обществом, которое получит больше возможностей реализовать заложенные в Конституции РФ возможности участия граждан в отправлении правосудия и в усилится контроль за судом и судейским корпусом. Возможно, получат дальнейшее развитие механизмы медиации и третейские процедуры, в связи с чем изменится роль профессиональных судей. В свете применения новых технологий могут видоизмениться и судебные процедуры, особенно в сферах, связанных с инновациями.
Какие-то «ростки» суда будущего, возможно, заметны уже в сегодняшнем правосудии и в связанных с ним сферах. Какие-то элементы ныне существующей судебной системы (в широком смысле, включая в нее также правоохранительные органы), напротив, препятствуют ее трансформации в направлении от «оружия» борьбы в сторону инструмента мира.
Чтобы рассчитывать на достойное будущее, нужно проектировать его уже сегодня. Предлагать варианты лучших решений, обсуждать широкий спектр идей. Свежий взгляд на судебную систему на основе предложений широкого круга заинтересованных думающих небезразличных людей может обеспечить серьезное продвижение общества в понимании того, какая ему нужна судебная система.
2. Содержательные требования к проектам.
Жюри конкурса призывает участников дать простор своей фантазии в том, каким вам видится суд будущего. Проекты могут касаться как судебной системы (или судейского корпуса) в целом, так и отдельных ее институтов. Судебную деятельность следует здесь понимать в широком смысле, включая не только стадию собственно судопроизводства. Соответственно, проекты могут касаться не только деятельности судебных органов, но и работыгосударственных и муниципальных органов, общественных и других некоммерческих организаций, связанных с разрешением социальных конфликтов. В проекте должно быть четко показано, на решение какой из ныне существующих проблем он направлен, должен быть с использованием юридической терминологии описан общий механизм работы предлагаемых институтов, предложен порядок расчета бюджетных затрат на нововведение (или, напротив, экономии).
Проект должен быть потенциально реализуемым. Описав ваше идеальное видение соответствующих институтов, необходимо предложить пошаговую «дорожную карту», позволяющую прийти к этому положению от существующего. Реализуемость проектов их будет приниматься во внимание при их защите.
В структуре проектов желательно выделить:
- обоснование необходимости предлагаемых изменений;
- указание но то, какую проблему и за счет каких механизмов решает проект;
- юридическое оформление (обоснование и (или) тексты изменений в законодательстве);
- общее описание экономики проекта (описание необходимых затрат, либо возникающей экономии бюджетных средств).
Жюри конкурса оставляет за собой право при необходимости запросить у авторов более подробное описание отдельных предложений, предоставления дополнительных данных, статистики и пр.
3. Требования к форме проекта.
Форма описание проекта - произвольная, приветствуются презентации и инфографика.
Шрифт 12-14, Times New Roman, через 1 интервал.
Проект должен быть описан не более чем на 10 печатных страницах (без учета списка библиографии, графиков, расчетов, инфографики, аналитических таблиц, статистических данных, прочих сопроводительных материалов, которые должны быть оформлены в виде приложения к работе). Также в дополнение к основному тексту могут быть рассмотрены презентации, видеопрезентаци и видеорепортажи, снятые авторскими коллективами (продолжительность не должна превышать 5 мин.).
Все проекты должны быть направлены на электронный адрес Общероссийского гражданского форума:
4. Требования к участникам.
В конкурсе могут принять участие как дипломированные юристы, так и студенты и аспиранты юридических вузов, правозащитники и специалисты в иных отраслях - но при этом требования пункта 2 в части описания проектов с использованием юридической терминологии будет применяться ко всем участникам. Проекты могут быть заявлены как индивидуальными авторами, так и командами участников.
Приветствуется участие, в том числеи молодых исследователей, а также авторов и коллективов, исследующих вопросы судоустройства и судебной деятельности в субъектах РФ.
5. Порядок подведения итогов конкурса и поощрения.
Все проекты, направленные на конкурс (до 15 октября) будут изучены и из них не позднее 1 ноября будут отобраны 10 - 15 наиболее актуальных и интересных. Авторы (соавторы) лучших проектов получат приглашение к личному участию в работе III Общероссийского гражданского форума на различных его площадках (в 1-й день Форума). Для иногородних участников подразумевается оплата проезда и предоставление места в гостинице.
В рамках второго дня Форума состоится публичная защита отобранных проектов, по результатам которой будут присуждены: 1-я премия в размене 30 тыс. рублей, две 2-е в размере 20 тыс. рублей и три 3-и в размере 10 тыс. рублей. Жюри вправе изменить количество и размер присуждаемых премий без сокращения используемых на эти цели денежных средств. Кроме того, авторы перспективных проектов получат возможность дальнейшей работы над ними в сотрудничестве с НИУ «Высшая школа экономики».
6. Примерная тематика конкурса.
Направление 1: «А судьи кто»?
Какие профессиональные и личные требования будут предъявляться к судьям в завтрашнем обществе? Кто будет их оценивать, назначать или избирать судей? Как эти механизмы будут различаться в зависимости от уровня их компетенции? Каким образом гражданское общество сможет контролировать процесс назначения судей, их привлечения к ответственности и отстранения от должности?
Как развитие местного самоуправления, взаимоотношения между регионами, а также процессы глобализации повлияют на распределение подсудности по делам различного содержания и направленности?
Направление 2: «Любая кухарка может быть присяжным».
Расширится или сузится в завтрашней судебной системе элемент участия граждан в отправлении правосудия? Как повлияет на это возможное усиление специализации судов? Каковы окажутся предмет и границы общественного мониторинга за судебной деятельностью?
Направление 3: «Без суда обойдемся».
Всегда ли конфликты в различных сферах нуждаются для урегулирования именно в судебной процедуре? Каким завтра окажется соотношение между компетенцией профессиональных судей и процедурами медиации, а также третейскими процедурами? Как повлияет на это появление новых высоких технологий? Как и чем гражданское общество может помочь в исполнении судебных решений, в том числе по уголовным и административным делам?
Как и кем должны решаться споры в сфере интеллектуальной собственности и высоких технологий, какова окажется здесь роль «общественности»?
Направление 4: «Кухня правосудия».
Как могут быть усовершенствованы судебные процедуры в связи с появлением интернета и цифровых технологий? До какой степени они могут быть упрощены? Как это может повлиять на распределение дел, нормативы судебной нагрузки, на численность судей и на специализацию между ними?
Направление 5: «Пирамида правосудия».
Как изменить судебную систему, чтобы не суд зависел от органов уголовной репрессии, а наоборот, «правоохранительные органы» ориентировались на суд? Каким станет следствие, что может сделать его более компактным и одновременно гарантировать от ошибок и злоупотреблений? В каких изменениях нуждаются механизмы защиты и представительства?
Направление 6: Конституция прямого действия».
Как в будущей демократической России изменится роль Конституционного суда? Какие иные механизмы может использовать судебная система, применяя Конституцию как акт прямого действия? Как в завтрашнем мире изменится роль международного правосудия и понятие государственного суверенитета?
Представляемые проекты могут не ограничиваться указанными проектами, а затрагивать также иные вопросы реформирования судебной системы. Конкурс проводится на основе общей конкуренции представленных проектов, без разделения на указанные направления. Проекты могут предусматривать реформирование как судебной системы в целом, так и отдельных ее элементов, отдельных аспектов ее функционирования.

 

 

Поделиться: