15:5131.08.15

Дмитрий Ливанов: «Никаких принципиальных изменений в жизни школы в ближайшие два года происходить не будет»

Дмитрий Ливанов: «Никаких принципиальных изменений в жизни школы в ближайшие два года происходить не будет»

В ближайшие два года никаких серьезных изменений в системе школьного образования не планируется. Об этом в ходе II Общероссийского родительского собрания заявил Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов.
Ежегодная встреча Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова с представителями родительского сообщества состоялась 27 августа на площадке ГБОУ города Москвы «Многопрофильный лицей № 1501». Благодаря телемосту, принять непосредственное участие в мероприятии смогли жители 10 регионов России. Прямая трансляция Общероссийского родительского собрания велась на сайтах Минобрнауки России и «Российской газеты», а также на официальном канале Минобрнауки России на YouTube.
Ведущей мероприятия выступила Валерия - мама троих детей, певица, народная артистка Российской Федерации, член Национальной родительской ассоциации (НРА). Ассоциация является главным партнером Минобрнауки России в организации мероприятия и развитии всего проекта «Общероссийское родительское собрание».
В своем вступительном слове Дмитрий Ливанов отметил полную готовность системы образования к новому учебному году. 1 сентября откроются 43 210 общеобразовательных организаций, из них 107 - это новые, отвечающие всем современным требованиям школы. В 2015 году в первый класс пойдут 1,6 млн учеников, что на 145 тысяч больше, чем год назад. Общий прирост числа школьников, по сравнению с прошлым годом, составит 560 тысяч человек.
Глава Минобрнауки России особо подчеркнул, что никаких серьезных изменений ни в наступающем, ни в следующем учебном году в системе школьного образования не планируется. «Естественно жизнь меняется, жизнь идет вперед, но никаких концептуальных и принципиальных изменений в том, как живет наша школа, как работают педагоги, как учатся дети, происходить не будет», - отметил Дмитрий Ливанов.
На прямую связь с центральной площадкой вышли школы, гимназии и лицеи из Ярославской, Тюменской и Пензенской областей, Чеченской Республики, Хабаровского, Алтайского, Краснодарского, Пермского краев, городов Санкт-Петербург и Севастополь. Кроме того, министр ответил на вопросы родителей в зале и обращения, поступившие через специальный раздел сайта Минобрнауки России. За полтора часа общения был охвачен широкий спектр волнующих родителей всей страны тем и вопросов: ЕГЭ, дополнительное образование, добровольные пожертвования школе, покупка школьной формы, введение единых учебников по основным предметам, обеспечение электронными учебниками, профилактические осмотры и др.
Предлагаем вашему вниманию тезисы ответов Дмитрия Ливанова на наиболее важные вопросы, прозвучавшие в ходе II Общероссийского родительского собрания.
О новой методике проверочных работ для 4 класса
Проверочные работы после 4 класса всегда были и будут. Сейчас речь идет о том, чтобы в разных регионах, разных школах проводить их по одной и той же методологии, чтобы была возможность сравнения. Для этого вводятся новая методика, новое содержание этих проверочных работ. Но это не имеет никакого отношения к итоговой аттестации и ЕГЭ и не приведет к увеличению нагрузки на детей и учителей.
О введении ЕГЭ по английскому языку
Федеральные образовательные стандарты предполагают, что с 2022 года экзамен по английскому языку станет третьим обязательным экзаменом наряду с экзаменами по русскому языку и математике. Это действительно произойдет, и мы к этому готовимся.
О введении единых учебников по основным предметам
Является крайне важным, чтобы у учителя была возможность выбора. Мы действительно должны обеспечить всем нашим детям, которые получают образование в школе, единое ядро фундаментальных школьных знаний. Речь не идет о переходе на стандартные лекала, по которым будут учиться все ученики и работать все школы. Речь идет о свободе учителей в выборе учебных материалов, которые максимально полезны для детей и максимально полно способствуют решению задачи воспитания и образования.
О приобретении школьной формы
Никто не может навязать родителю необходимость покупки школьной формы в определенном магазине. Или у определенного производителя. Школьная форма задает определенную модель одежды, но приобретена она может быть у любого производителя.
Об обеспечении электронными учебниками
Каждый ребенок получает бесплатный комплект учебников перед началом нового учебного года. Начиная с этого года каждый учебник сопровождается электронной версией. Естественно, эта электронная версия поставляется вместе с новыми учебниками в тот момент, когда происходит закупка учебника у издательства. Поэтому постепенно, не сразу на 100%, но все электронные учебники войдут в жизнь каждой школы, станут доступны для каждого ученика.
О добровольных пожертвованиях школе
Все, что связано с обеспечением федерального образовательного стандарта, - образовательная программа, дополнительные занятия, вопросы безопасности и комфорта детей, - должны быть решены за счет бюджетных средств. Каждая школа должна получать финансирование в объеме, необходимом для полного выполнения важных функций. Это не исключает того, что родители могут добровольно оказывать школе помощь для решения каких-то конкретных задач. Если, например, родители считают, что уровень безопасности в школе недостаточен, они могут на добровольной основе, договорившись, «скинуться» и найти дополнительные деньги для усиления охраны. То же самое относится и к другим аспектам школьной жизни. Принципиальна добровольность этих пожертвований. В том, что родители помогают школе, ничего плохого нет. Это было всегда. Но все должно иметь разумный предел и быть обосновано.
Об участии родителей в решении вопросов, связанных с реорганизацией школ
Укрупнение может быть обосновано только в том случае, если идет на пользу самим ученикам. Основные выгодополучатели этого процесса - ученики. Если объединение идет на пользу, повышает учебные достижения учеников, это можно делать. Если нет, то его даже обсуждать бессмысленно. Как могут влиять родители на вопросы, связанные с реорганизацией школ? Самым прямым образом. Такие решения могут приниматься только на основании добровольного волеизъявления, во-первых, самих педагогических работников, а во-вторых, управляющих советов, которые есть при школах. Родительские советы и педагогические коллективы должны обязательно высказываться по вопросам, связанным с объединениями. Только при наличии их желания к объединению, только при очевидности преимуществ, которые объединение приносит, можно это делать.
О приеме в школу
Школа обязана принимать всех детей, которые оказались - либо живут, либо временно находятся - на территории соответствующего муниципалитета. Ни один ребенок не должен остаться без места в школе. Единственное основание для отказа - отсутствие свободных мест. Тогда муниципалитет обязан предоставить для этого ребенка место в другой школе. Так этот вопрос решает наше законодательство.
О внедрении инклюзивной модели образования
В настоящее время уже более 50% детей с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных школах. Позиция Минобрнауки России состоит в том, что у родителей должен быть выбор: получение образования в режиме инклюзии либо в специализированной школе или специализированном классе. Сеть коррекционных школ ни в коем случае не должна сокращаться. Не должно быть необоснованного сокращения школ, которые специально созданы для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
О перспективных перехода всех школ на односменный режим обучения
Современное качественное образование возможно только в режиме односменного обучения. Но сегодня в среднем по России еще около 20% детей учатся во вторую смену. Многие школьные здания исчерпали свой ресурс. Это серьезный вызов, стоящий перед системой образования. В течение 10 лет - до 2025/26 учебного года - предстоит создать более 6 млн новых мест в школах. В этом году построено более 100 новых зданий по всей стране. Но этого явно недостаточно для решения такой масштабной задачи. Поэтому со следующего года Правительство РФ начинает специальную программу с существенным финансированием из федерального бюджета по строительству новых школьных зданий и расширению образовательной инфраструктуры.
О преподавании русского языка в национальных республиках
В национальных республиках запущена специальная программа по повышению уровня преподавания русского языка в школах. Она включает в себя и переподготовку учителей русского языка, и изменения в программах находящихся на территории этих республик педагогических вузов, и стажировки учителей. Для достижения поставленных целей требуется несколько лет очень серьезной работы, и мы к ней готовы.

Поделиться: