09:3004.09.15

Популярные автомобили за год подорожали в среднем на 20%

Популярные автомобили за год подорожали в среднем на 20%

«Известия» проанализировали изменение цен за прошедшие 12 месяцев по 10 наиболее популярным моделям российского рынка (согласно рейтингу Ассоциации европейского бизнеса), а также по бестселлерам автокомпаний премиального сегмента. В среднем за период с сентября 2014 года по сентябрь 2015-го цены повысились на 20%, за это же время курсы доллара и евро выросли на 79 и 53% соответственно. Однако автокомпании не готовы взвинтить цены на величину падения рубля и в некоторых случаях торгуют даже в убыток для сохранения дилерской сети и доли рынка, уверяют эксперты.
В первый день сентября 2014 года официальный курс $1 составлял 37,29 рубля, евро - 48,97 рубля, баррель нефти тогда только-только пробил вниз уровень в $100 и мало кто ожидал кризиса. К 1 сентября 2015 года это 66,72 рубля за $1 (+79%) и 74,85 рубля за €1 (+53%).
Несмотря на то что лидер российского автомобилестроения - «АвтоВАЗ» - среди всех автокомпаний находится в наиболее выгодной ситуации благодаря высокой (72-85%) локализации производства, за год тольяттинские машины подорожали практически на 20% - выше, чем «бюджетники» от Kia, Hyundai и Volkswagen. Лидер продаж автогиганта - седан Lada Granta - в сентябре 2014 года в салонах продавали от 289 тыс. рублей, сейчас эту же машину можно приобрести по цене от 360 тыс. рублей (+24,6%). Начальная цена Kalina поднялась с 331 тыс. до 410 тыс. рублей (+23,9%), а пассажирская модификация Largus подорожала с 398 тыс. до 496 тыс. рублей (+24,6%). Уходящий с конвейера седан Priora предсказуемо подорожал меньше других моделей: с 375 тыс. до 435 тыс. рублей (+16%).
В пресс-службе «АвтоВАЗа» уточнили, что на рост цен Lada влияли не только курсовые колебания.
- Если брать самую дешевую версию седана Granta («стандарт»), то за прошедшие 12 месяцев в ней появились обновленный пакет шумоизоляции, бампер в цвет кузова от лифтбека Granta и зеркала от него же, - сообщил «Известиям» представитель предприятия.
Вторую и третью строчку в рейтинге продаж 2014 года занимали модели Hyundai Solaris и Kia Rio. Solaris обновился весной 2014 года, и к осени прошлого года к дилерам поступили эти обновленные модели. За самый доступный Solaris тогда просили 469,9 тыс. рублей, сейчас - 525,9 тыс. рублей (+11,9%). В сентябре прошлого года Kia Rio стоил 509,9 тыс. рублей, в мае 2015 года корейцы обновили машину в базовой комплектации: появились дневные ходовые огни вместо заглушек в бампере, в задних дверях появились дополнительные карманы, изменился профиль подлокотников, что привело к удорожанию базовой модели на 6 тыс. рублей. Но в итоге сейчас цена начальной версии Rio немногим выше, чем в сентябре 2014 года, - от 539,9 тыс. рублей (+5,9%).
Популярная малолитражка Renault Logan осенью прошлого года торговалась от 335 тыс. рублей (комплектация Access), на текущий момент это 419 тыс. рублей (+25%). Кроссовер Duster в сентябре прошлого года стоил (комплектация Authentique) от 492 тыс. рублей. В июне 2015 года на российский рынок поступила рестайлинговая машина, в ней, в частности, изменилось стандартное оборудование, появился более мощный базовый мотор. Сейчас Duster стоит от 599 тыс. рублей (+21,7%).
Завод «Джи-Эм АвтоВАЗ» плавно повышал отпускные цены внедорожника Chevrolet Niva, в результате цифры на ценнике базовой машины поднялись с 469 тыс. до 519 тыс. рублей (+10,7%). Бестселлер от Volkswagen - седан Polo - в сентябре 2014 года стоил 469,9 тыс. рублей, в июне 2015 года немцы вывели на рынок обновленную машину, которая в базовом исполнении подорожала на 30 тыс. рублей (до 554,9 тыс.). На начало этой осени цена обновленного Polo не изменилась, таким образом, за год удорожание базовой модификации машины составило 18%. Седан Nissan Almera за год подорожал больше других бюджетников: с 399 тыс. до 539 тыс. рублей (+35%) за первую комплектацию.
Цены в сегменте премиальных автомобилей также росли неоднородно. Так, седан Jaguar XF в начальной версии Comfort сейчас продается за 2,39 млн рублей, однако еще в начале прошлого сентября эта же машина стоила 1,91 млн. Таким образом, машина за год повысилась в цене на 25,3%. Самая доступная версия BMW 5-серии (на тот момент 535i xDrive) в конце лета 2014 года стоила от 2,62 млн рублей, сейчас появились и более дешевые модификации, но именно этот же вариант уже продается от 2,99 млн рублей (+14,1%).
Самая продаваемая модель у Mercedes-Benz в России - седан «Е-класса» - в начале осени прошлого года (E200 «особая серия») стоил от 1,95 млн рублей. За прошедший год модель не претерпела рестайлинга, и сейчас покупателю придется выложить за аналогичную модификацию 2,45 млн рублей (+25,6%). Наиболее простая Audi A6 в прошлом сентябре стоила 1,77 млн рублей, в октябре компания представила рестайлинговую версию (от 1,81 млн рублей), сейчас же ее цена от 2,13 млн рублей (+20,3%).
Автопроизводители признаются, что для них неприемлемо взвинчивать цены до уровня падения рубля.
- За счет сдерживания цен мы, естественно, теряем в прибыли. Но если ты будешь повышать цены на величину изменения курса рубля, то ты просто потеряешь клиента. На мой взгляд, машины поэтому и покупают, потому что проще инвестировать обесценивающиеся деньги в автомобиль, - говорит директор по коммуникациям «Мерседес-Бенц Рус» Андрей Родионов.
Аналитики сходятся во мнении, что большинству автокомпаний в кризис важно прежде всего сохранить свою долю рынка.
- Сегодня в прибыль никто не торгует. В случае с корейскими компаниями - это и вовсе сознательная политика, которая приводит к убытку, но за счет этого они получают значительную долю рынка, - говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
- Производители сейчас фактически дотируют рынок, и если бы они меняли цены сразу следом за изменением курсов, то это было бы для них самоубийством. Сейчас все очень внимательно следят друг за другом, кто и как первым поднимет цены или, наоборот, воздержится, и это игра на нервах у конкурентов. Очень сложная игра, особенно в массовом бюджетном сегменте, где важны объемы продаж. К тому же всем очевидно: подняв цены, компания не компенсирует издержки, ведь спрос на ее машины снизится, - рассуждает управляющий партнер аналитического агентства EURussia Partners Иван Бончев.
Кто дольше продержится на нулевой прибыли, тот и выиграет в итоге - не исключено, что в ходе этой борьбы ситуация заставит кого-нибудь из слабых игроков свернуть бизнес в России, заключил Моржаретто.
Ранее «Известия» сообщали, что по итогам 2014 года иностранные автокомпании, работающие в России, зафиксировали убытки либо серьезный спад чистой прибыли. 15 ведущих крупнейших дистрибуторов иностранных автокомпаний получили убыток в 23 млрд рублей.

Поделиться: