15:1510.09.15

Болезнь Альцгеймера может быть заразной, выяснили нейрофизиологи

Анализ обстоятельств трагической гибели восьми людей от "коровьего бешенства" натолкнул нейрофизиологов на мысль, что болезнь Альцгеймера может передаваться от одного человека к другому, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.
Считается, что болезнь Альцгеймера вызывается накоплением внутри нейронов патогенного вещества, белка бета-амилоида. Он образуется из "обрезков" белка APP, который участвует в процессах починки поврежденных нейронов и формировании связей между ними. Нарушения в переработке старых молекул этого белка приводят к появлению бляшек бета-амилоида и уничтожению нервных клеток.
Группа нейрофизиологов под руководством Себастьяна Брэнднера (Sebastian Brandner) из университетского колледжа Лондона (Великобритания) раскрыла потенциальный способ распространения болезни Альцгеймера почти случайно - изначально ученые работали над раскрытием причин того, как сразу 8 молодых британцев умерли в 2000 году от болезни Крейтцфельдта-Якоба, или "коровьего бешенства".
Эта болезнь обычно возникает спонтанным путем у людей в пожилом возрасте в результате того что в их нервных клетках начинают появляться прионы - белки с искаженной трехмерной структурой. Присоединяясь к нормальным белкам, прионы выводят их из строя, что постепенно приводит к накоплению "мусора" в нейронах и их гибели. Кроме того, "коровьим бешенством" можно заразиться, употребляя в пищу мозг животных или вводя внутрь лекарства, в которых есть прионы.
Авторы статьи изучали один из подобных случаев. Как объясняют Брэнднер и его коллеги, в Британии с 1958 года работала медицинская программа, в рамках которой некоторые низкорослые дети получали инъекции гормона роста, извлеченные из гипофизов умерших людей. В 1985 году эта инициатива была свернута после появления свидетельств того, что подобное "лечение" приводило к развитию "коровьего бешенства".
Изучая структуру нервной ткани в мозге восьми подобных людей, принимавших зараженный гормон роста из одного и того же источника, исследователи раскрыли необычную вещь - нервные ткани шести из восьми молодых людей содержали не только прионы, но и бляшки бета-амилоида. Самые большие запасы патогенного белка, как оказалось, содержались внутри самого гипофиза.
Столь необычное совпадение заставило ученых вспомнить результаты недавних экспериментов на мышах и макаках, в рамках которых биологи вводили в тело грызунов и обезьян небольшое количество бета-амилоида. Эти опыты показали, что инъекция этого соединения даже в далекие от мозга регионы, такие как живот, способна вызвать болезнь Альцгеймера.
Пока авторы статьи не проводили подобные опыты на животных, так как зараженные образцы гормонов роста сегодня практически невозможно достать из-за запретов на его использования, этических проблем, а также того, что большая часть старых запасов была давно уничтожена. Тем не менее, они практически на 100% уверены, что болезнь Альцгеймера может передаваться от человека к человеку.
Учитывая крайнюю важность подобного открытия и его масштабные последствия, сразу несколько групп ученых, как отмечает редакция журнала Nature, уже вызвались провести повторные эксперименты на телах других людей, умерших от "коровьего бешенства" и принимавших гормон роста в детстве. Если результаты подтвердятся, то медикам придется создать новые системы контроля качества препаратов и стерилизации инструментов, которые исключат передачу бета-амилоида от больных к здоровым людям.

14:43В Баренцевом море лётчики Северного флота проверили судно «Эльбрус»