10:0007.10.15

«Кортеж» получит российские антиподрывные колеса

«Кортеж» получит российские антиподрывные колеса

Как узнали «Известия», автомобили проекта «Кортеж» (машины для первых лиц страны) получат боестойкие колеса совместной разработки научно-технического центра «Кама» и Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ). Первые отвечают за покрышку, а вторые - за диск. Помимо «Кортежа», эти покрышки появятся на камазовских и газовских военных проектах «Тайфун», бронетранспортере «Бумеранг» и другой колесной технике Минобороны. Разработкой компаний, которые контролируются властями Татарстана и депутатом Валерием Гартунгом, заинтересовались отечественные производители коммерческих бронемашин.
О том, что новейшие боестойкие колеса производства НТЦ «Кама» и ЧКПЗ будут установлены на автомобили проекта «Кортеж», «Известиям» рассказал источник, близкий к Минпромторгу. В самих компаниях эту информацию не комментируют; представитель Научно-исследовательского автомобильного института (НАМИ), координирующего этот проект, также отказался от комментариев.
В НТЦ «Кама» сообщили, что работа над боестойким колесом для нужд военных началась 3 года назад, на сегодняшний день уже готовы первая модель покрышки «Кама NU402» размерностью 365/80R20 и соответствующий диск к ней.
- На сегодняшний день идет речь не просто о специальной покрышке, мы говорим о боестойком колесе повышенной проходимости. Военные поставили нам такую задачу: при полном пробое шины и, как следствие, потере давления в ней автомобиль должен выйти из зоны обстрела на скорости 50 км/ч на расстояние не менее 50 км, - рассказал Александр Махотин, исполнительный директор НТЦ «Кама» (НТЦ, как и производитель «Нижнекамск-шина», принадлежит татарстанской республиканской группе «Татнефть-Нефтехим»).
По словам Махотина, во времена СССР и позже в современной России в армию поставлялись защищенные покрышки старого поколения с текстильным кордом. Принцип работы этих покрышек такой: при простреле резины за счет толстой жесткой боковины они не дают боевой машине «сесть на диски» (в большинстве случаев это приведет к обездвиживанию). Аналогичная западная технология в покрышках для легковых автомобилей называется Run-Flat. Недостаток таких покрышек заключается в низкой скорости движения, невозможности нести высокую нагрузку, а также сильный нагрев из-за трения, что может привести к возгоранию резины.
Новое колесо отличается тем, что внутри на диске установлено распорное резинометаллическое кольцо. После пробития колеса это внутреннее кольцо не дает «сесть на диски». Уничтожить такое колесо непросто: по заверениям Махотина, оно выдерживает подрыв мины мощностью 400 г в тротиловом эквиваленте, а также выстрелы из различного стрелкового оружия. При этом у колеса высокие показатели по максимальной нагрузке, у модели NU402 - до 3,5 т, с такой нагрузкой машина может развивать скорость 110 км/ч, с более легкой снаряженной массой - до 130 км/ч. Колесо уже прошло успешные испытания на бронеавтомобиле ГАЗ-2330 «Тигр». На очереди семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности.
- По нашим данным, единственный изготовитель аналогичных колес - это французская фирма Hutchinson, которая сотрудничает с компаниями Michelin, Goodyear и пр. Сейчас Hutchinson - фактически единственный поставщик боестойких колес для всей натовской колесной техники, - заметил Махотин. - Мы сделали протектор глубже, что увеличило вес на 800 г по сравнению с моделью Hutchinson. И у них алюминиевый диск, а у нас пока стальной, но наши партнеры над этим работают.
Разработка покрышки со вставкой обошлась НТЦ «Кама» в 20 млн рублей, затраты на изготовление диска неизвестны, с представителями ЧКПЗ связаться не удалось. ПАО «ЧКПЗ» принадлежит семье бизнесменов Гартунг: Марине (48,37%), Валерию (21,32%), Андрею (16,54%), Дмитрию (5,14%). Валерий Гартунг - первый зампредседателя комитета Госдумы по промышленности, член комиссии по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ. Hartung - в числе брендов ЧКПЗ для грузовой техники.
По словам Махотина, ожидаемая приблизительная стоимость одного колеса - в пределах 35 тыс. рублей, в то же время аналогичное колесо от Hutchinson стоит от €3 тыс. (215 тыс. рублей). Кстати, французская делегация приезжала в Татарстан и знакомилась с разработкой «Кама».
- После ознакомления с покрышкой они заинтересовались ею. Они были явно недовольны и настойчиво советовали не выходить с ней на международные рынки, - сказал Махотин.
Источник «Известий» в Минобороны отмечает, что французская шинная компания ранее пыталась выйти на поставки в структуры военно-промышленного комплекса России.
- В ВПК были контакты с компанией Hutchinson, которая предлагала свои услуги, но после недавних событий все контакты прекратились, - рассказал собеседник.
Изначально машины проекта «Тайфун» оснащались покрышками Michelin с диском и вставкой Hutchinson. В пресс-службе КамАЗа отказались предоставить комментарии о том, какие колеса у «Тайфуна-К» в настоящий момент. «Тайфун-У» от ГАЗа оснащается боестойким колесом «Белшины».
Однако в пресс-службе компании «Белшина» «Известиям» заявили, что компания приняла решение больше не заниматься производством боестойких шин. Таким образом, «Нижнекамскшина» может стать единственным крупным производителем подобных колес на территории Таможенного союза. Впрочем, технология боестойких колес не является чем-то исключительным, убежден военный эксперт Сергей Суворов.
- Боестойкую вставку на сегодняшний день только ленивый не предлагает, это давно уже не эксклюзив, аналогичные технологии есть у китайских и индийских компаний, - заметил Суворов.
В Нижегородской компании Rida (занимается бронированием легковых автомобилей) сообщили, что также изготавливают вставку для колес, но разработка российских инженеров им интересна.
- Колесная вставка безопасности представляет собой два полукольца, которые одеваются и закрепляются на диске. Они позволяют вывести автомобиль из зоны обстрела. Мы сами изготовляем эти вставки из капролонового материала на станке с программным управлением, - говорит представитель Rida Дмитрий Баранов.
По его словам, сама колесная ставка безопасности производства Rida стоит 35 тыс. рублей на 19-20-й радиус диска, но вставка из капролона не отличается высокой прочностью, прицельное попадание из огнестрельного оружия может ее разрушить, то же самое произойдет при интенсивном движении, если сорвало покрышку. Колесо от «Камы» и ЧКПЗ, согласно их заявлению, выдержит огнестрельные попадания, но, по мнению Баранова, сложность в коммерциализации может вызвать привязка к единственному производителю дисков: нужно, чтобы такая вставка подходила под разные диски разных производителей.
- По результатам испытаний, когда новый продукт пройдет все необходимые сертификации, мы рассмотрим его для использования в наших автомобилях, потому что капролон - капризный материал, - сказал Баранов.
В числе первых новую технологию опробуют в «Кортеже» - развитие этого проекта началось в 2012 году. В качестве оператора был выбран институт НАМИ, а ответственным ведомством назначен Минпромторг. Предполагается создать на основе собственной единой модульной платформы большой седан, внедорожник и минивэн. Проект делится на правительственную часть (лимузин для первых лиц страны и машины сопровождения) и коммерческую (автомобили представительского класса). Исполнителем проекта в 2014 году была назначена группа Sollers Вадима Швецова. Вице-премьер правительства Аркадий Дворкович оценивал суммарные инвестиции в «Кортеж» приблизительно в 22-24 млрд рублей. Серийное производство машин должно начаться в 2017-2018 годах.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:46В Мурманске изменился номер телефона доверия Россельхознадзора

21:30Мурманские кадеты СКР приняли участие в открытии второго слета

20:47Жителей Екатеринбурга пытаются отличить от роботов

20:19Корабль «Георгий Победоносец» продолжает движение по маршруту в Северной Атлантике

19:39Tele2 обнуляет трафик в Viber

19:21Лесничества Заполярья поборются за звание лучшего

18:44Определились победители вертикальной гонки чемпионата по ски-альпинизму в Кировске

18:18Популярный сервис Booking.com запретили в Турции

18:03Мурманск попал в тройку городов-фаворитов «Часа Земли»

17:45В Мурманске может открыться новый опорный университет

17:31Колесные диски и духи предложили маркировать по аналогии с шубами

17:20Уволенная северянка отомстила салону связи, украв телефон

17:03В мурманском спортцентре «Авангард» появятся волейбольная и баскетбольная площадки

16:53За маты учитель накормил ребенка мылом в Ельцин Центре

16:51При пожаре в Мурманске сгорел гравировальный станок

16:45На пришвартованном в порту Мурманска судне произошла кража

16:34Синоптики Заполярья обещают в конце марта до -25°

16:27В Мурманске представят интерактивную карту «69 чудес Кольского Севера»

16:11Полиция Мурманска проверяет интернет-магазин с наркотиками

15:48Александр Поветкин станет почетным гостем первенства по боксу в Кировске

15:39Собака загрызла своего хозяина на глазах у журналистов

15:31Инспектор колонии в Ревде попался на взятке за алкоголь для осуждённых

15:15В Кировске готовятся к съёмкам сериала «Мёртвое озеро»

15:10В Мурманской области «Норникель» потратит на экологические проекты более полутора млрд рублей

Все новости