16:0014.10.15

Рыбаки требуют новый флот

Рыбаки требуют новый флот

Промысловики отказываются ходить в море на "ржавых корытах"
Меньше недели остается до заседания президиума Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса, на котором президент утвердит новые правила игры для участников рыбной отрасли. Заседание запланировано на 19 октября. Неожиданностью для всех стало место его проведения - Москва. Ранее объявляли, что Госсовет пройдет на Сахалине, затем в Астрахани, как это было в 2007 году. То, что отрасль ожидает серьезный разговор, известно давно. То, что он состоится в Москве, только добавляет интриги.
В преддверии предстоящего Госсовета во вторник, 13 октября, в Москве прошел круглый стол "Рыбная отрасль России: запрос на модернизацию флота", в рамках которого были презентованы результаты экспертного опроса ВЦИОМ о состоянии рыбопромыслового флота и необходимости его обновления. Исследователи анонимно опросили рыбодобытчиков, судостроителей, представителей смежных отраслей, чиновников. Исследование показало, что наиболее критично о состоянии рыболовного флота говорят те, кто непосредственно ходит в море - капитаны.
Подавляющее их большинство оценили состояние флота как "плохое" и "очень плохое". Даже те, кто считает состояние своего корабля "средним", перечисляют: "Судно - возрастное, без ремонтов в море ходить нельзя", "дизельный генератор устарел, мощности не хватает", "очень много ручного труда, все делаем вручную". Есть и куда более емкие оценки - "дырявое корыто", "хотели сдать на металл". Это мнение капитанов поддерживают и другие опрошенные.
Согласно большинству оценок, флот устарел не только морально, но и физически: "флот убитый", "нужно оставить несколько судов, остальные списать". Эти оценки, полученные ВЦИОМ, подтверждают цифры Российского морского регистра судоходства: у почти 80% судов уже превышен максимальный 30-летний срок эксплуатации. Установленный срок эксплуатации судна в советское время составлял 25 лет, после этого предполагалось его списывать и заменять на новое. По мнению опрошенных, после 20 лет эксплуатации ремонт, модернизация уже не способны продлить жизнь судна на долгий период: никто не отменял усталость металла, износ несущих конструкций.
На сегодняшний день трудно говорить об эффективности отечественного флота. Средний улов на российском крупнотоннажном судне составляет 16 тыс. т, а на американском - около 40 тыс. тонн. Российские суда технически отстали, не способны, как их иностранные конкуренты, осуществлять глубокую переработку продукции прямо в море.
Глубокая переработка позволяет продавать продукт дороже. Кроме того, сырье, которое на аналогичных иностранных, в частности, американских, судах перерабатывается в фарш и рыбную муку, на российских судах оказывается отходами.
Эксперты отмечают, что с точки зрения решения задач продовольственной безопасности и создания рабочих мест состояние российского рыбопромыслового флота является, фактором, препятствующим развитию страны. Между тем, если обновить флот за счет ввода в эксплуатацию современных высокотехнологичных промысловых судов, российская рыболовная отрасль могла бы вновь стать конкурентоспособной, явствует из итогов опроса.
Именно с этим на Госсовет 19 октября идет Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), чиновники которого предлагают с 2018 г. выделять квоты, не только исходя из "исторического принципа" распределения объемов вылова, но и в соответствии с реальными планами компаний строить новые современные траулеры на российских верфях. Для них предлагается специально выделять так называемые "квоты господдержки", которые позволят компаниям окупить строительство судов.
По словам замглавы Росрыболовства Петра Савчука, уже сегодня определились три первые компании, заявившие о готовности строить новый флот - это "Доброфлот", "Приморец" и "Русская рыбопромышленная компания". Последняя, кстати, накануне заявила о заключении контракта с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) на строительство больших морозильных рыболовных траулеров. ОСК сообщила, что в случае предоставлении «квот господдержки», строительство начнется на заводе "Янтарь" и Выборгском судостроительном заводе.
Глава агентства "InfoLine-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что мощности отечественных заводов позволяют выпуск технологически новых судов, соответствующих самым высоким мировым стандартам. «Но в случае отсутствия мер господдержки контракты останутся нереализованным", - указывает эксперт.
Возможность того, что предложения Росрыболовства о введении "квот господдержки" не будут приняты, потенциально существует, говорят эксперты. Сегодня, используя "исторический принцип", десятки так называемых "рыбных рантье" зарабатывают лишь на распределении и перепродаже, полученных от государства квот, в том числе и в пользу иностранных компаний, делая это незаконно. Очевидно, что они не собираются сидеть сложа руки и уже используют мощный лоббистский ресурс для торпедирования инициативы профильного ведомства.
Впрочем, учитывая последовательность государства в вопросах модернизации российского флота, в том числе недавно принятую "Морскую доктрину", вероятность очередной отсрочки принятия судьбоносного для рыбной отрасли решения ничтожно мала. Ситуация в отрасли такова, что практически не оставляет маневра. Да и посыл самих рыбодобытчиков очевиден: сколько еще можно ходить в море на "ржавом корыте", ставя под угрозу не только экономику и экологию, но и жизнь рыбаков?
Макс ФИШМАН

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:18Жителю Оленегорска грозит арест на 3 месяца за очередное избиение жены

20:13Евро подешевел на 84 копейки

19:21Пенсионер из Мурманска перевёл деньги мошенникам в Челябинск

18:17Актёры мурманского Драмтеатра отрепетируют премьеру «Сочельник в Манхэттене»

17:29«КолАтомЭнергоСбыт» предлагает новую услугу – электротехническую лабораторию

17:14Житель Мурманска побил супругу и угрожал ей смертью

16:58В Мурманске разгромили книжный магазин

16:43«Нордавиа» и Red Wings сообщили о слиянии компаний

16:26В Мурманске на Кирова иномарка столкнулась с троллейбусом

16:13В порт Мурманска прибыл новый пограничный корабль «Преданный»

15:47В Кировске иномарка на пешеходном переходе сбила двух подростков

15:30Новый скандал в соцсетях: В Мурманске кондуктор отказалась принимать проездной школьника

15:14Опубликовано видео погони со стрельбой за угнанной в Мурманске иномаркой

15:00В Мурманской области ищут пропавшего два года назад рыбака

14:43В Никеле продолжаются поиски без вести пропавшего мужчины

14:28Ваталин против Зюганова или Степахно?

14:11В Мурманске экс-депутату Светлане Макаровой дали четыре года колонии

14:11Житель Никеля ограбил на улице мужчину и пошёл в бар пропивать деньги

13:53В Мурманске начинает работу выставка, посвящённая первому директору музея

13:37В ДТП на перекрёстке в Мурманске иномарке разворотило бампер

13:21Кубок Мурманска выиграла хоккейная команда «Авангард»

13:06В Мурманске сбежавший из дома мальчик найден живым

12:49На реке Заполярья ради сохранения семги патрулируют общественные инспекторы

12:26В мурманском «Электротранспорте» выясняют обстоятельства инцидента в троллейбусе

Все новости