16:0014.10.15

Рыбаки требуют новый флот

Рыбаки требуют новый флот

Промысловики отказываются ходить в море на "ржавых корытах"
Меньше недели остается до заседания президиума Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса, на котором президент утвердит новые правила игры для участников рыбной отрасли. Заседание запланировано на 19 октября. Неожиданностью для всех стало место его проведения - Москва. Ранее объявляли, что Госсовет пройдет на Сахалине, затем в Астрахани, как это было в 2007 году. То, что отрасль ожидает серьезный разговор, известно давно. То, что он состоится в Москве, только добавляет интриги.
В преддверии предстоящего Госсовета во вторник, 13 октября, в Москве прошел круглый стол "Рыбная отрасль России: запрос на модернизацию флота", в рамках которого были презентованы результаты экспертного опроса ВЦИОМ о состоянии рыбопромыслового флота и необходимости его обновления. Исследователи анонимно опросили рыбодобытчиков, судостроителей, представителей смежных отраслей, чиновников. Исследование показало, что наиболее критично о состоянии рыболовного флота говорят те, кто непосредственно ходит в море - капитаны.
Подавляющее их большинство оценили состояние флота как "плохое" и "очень плохое". Даже те, кто считает состояние своего корабля "средним", перечисляют: "Судно - возрастное, без ремонтов в море ходить нельзя", "дизельный генератор устарел, мощности не хватает", "очень много ручного труда, все делаем вручную". Есть и куда более емкие оценки - "дырявое корыто", "хотели сдать на металл". Это мнение капитанов поддерживают и другие опрошенные.
Согласно большинству оценок, флот устарел не только морально, но и физически: "флот убитый", "нужно оставить несколько судов, остальные списать". Эти оценки, полученные ВЦИОМ, подтверждают цифры Российского морского регистра судоходства: у почти 80% судов уже превышен максимальный 30-летний срок эксплуатации. Установленный срок эксплуатации судна в советское время составлял 25 лет, после этого предполагалось его списывать и заменять на новое. По мнению опрошенных, после 20 лет эксплуатации ремонт, модернизация уже не способны продлить жизнь судна на долгий период: никто не отменял усталость металла, износ несущих конструкций.
На сегодняшний день трудно говорить об эффективности отечественного флота. Средний улов на российском крупнотоннажном судне составляет 16 тыс. т, а на американском - около 40 тыс. тонн. Российские суда технически отстали, не способны, как их иностранные конкуренты, осуществлять глубокую переработку продукции прямо в море.
Глубокая переработка позволяет продавать продукт дороже. Кроме того, сырье, которое на аналогичных иностранных, в частности, американских, судах перерабатывается в фарш и рыбную муку, на российских судах оказывается отходами.
Эксперты отмечают, что с точки зрения решения задач продовольственной безопасности и создания рабочих мест состояние российского рыбопромыслового флота является, фактором, препятствующим развитию страны. Между тем, если обновить флот за счет ввода в эксплуатацию современных высокотехнологичных промысловых судов, российская рыболовная отрасль могла бы вновь стать конкурентоспособной, явствует из итогов опроса.
Именно с этим на Госсовет 19 октября идет Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), чиновники которого предлагают с 2018 г. выделять квоты, не только исходя из "исторического принципа" распределения объемов вылова, но и в соответствии с реальными планами компаний строить новые современные траулеры на российских верфях. Для них предлагается специально выделять так называемые "квоты господдержки", которые позволят компаниям окупить строительство судов.
По словам замглавы Росрыболовства Петра Савчука, уже сегодня определились три первые компании, заявившие о готовности строить новый флот - это "Доброфлот", "Приморец" и "Русская рыбопромышленная компания". Последняя, кстати, накануне заявила о заключении контракта с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) на строительство больших морозильных рыболовных траулеров. ОСК сообщила, что в случае предоставлении «квот господдержки», строительство начнется на заводе "Янтарь" и Выборгском судостроительном заводе.
Глава агентства "InfoLine-Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что мощности отечественных заводов позволяют выпуск технологически новых судов, соответствующих самым высоким мировым стандартам. «Но в случае отсутствия мер господдержки контракты останутся нереализованным", - указывает эксперт.
Возможность того, что предложения Росрыболовства о введении "квот господдержки" не будут приняты, потенциально существует, говорят эксперты. Сегодня, используя "исторический принцип", десятки так называемых "рыбных рантье" зарабатывают лишь на распределении и перепродаже, полученных от государства квот, в том числе и в пользу иностранных компаний, делая это незаконно. Очевидно, что они не собираются сидеть сложа руки и уже используют мощный лоббистский ресурс для торпедирования инициативы профильного ведомства.
Впрочем, учитывая последовательность государства в вопросах модернизации российского флота, в том числе недавно принятую "Морскую доктрину", вероятность очередной отсрочки принятия судьбоносного для рыбной отрасли решения ничтожно мала. Ситуация в отрасли такова, что практически не оставляет маневра. Да и посыл самих рыбодобытчиков очевиден: сколько еще можно ходить в море на "ржавом корыте", ставя под угрозу не только экономику и экологию, но и жизнь рыбаков?
Макс ФИШМАН

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

11:17Жителю Мурманска дали срок за 200 граммов амфетамина

11:00В районе Заполярного задержали сирийца, искавшего лучшей жизни в Норвегии

10:43В аэропорту «Мурманск» отменён рейс в Архангельск

10:29Собирающие морошку жительницы Никеля нарушили приграничную зону

10:17В Кандалакше подросток погиб от удара током на крыше поезда

10:02Корабль «Вице-адмирал Кулаков» зашёл в порт на Кипре

09:46Отца задохнувшегося младенца из Никеля отправят на 2 года в колонию

09:32В Мурманске из-за пожара в гараже обрушилась кровля

09:24Татьяна Кусайко рассказала о переводе на аутсорсинг в Мурманской детской поликлинике

09:13Пожарные потушили в Мурманске автомобиль

08:39Больше тысячи домов в Мурманске остались без горячей воды

07:07В Заполярье ожидается до +17° и дождь

13:02Новый терминал аэропорта Мурманска может появиться уже в 2019 году

12:03В Мурманской области продолжаются тренинги для начинающих бизнесменов

11:14Жителям Мурманска расскажут в музее об истории флага России

10:15В Хибинах стартуют соревнования по горному бегу «Солнечные ночи»

09:04В Мурманской области обещают до +20° и местами дождь

08:36День воздушного флота России в аэропорту «Мурманск»

17:02В Кольском районе задержали 19-летних автомобильных воров

16:15Пожарные ликвидировали возгорание в садовом товариществе Юркино

15:07Под Кандалакшей иномарка врезалась в скалу, погиб 26-летний пассажир

14:20Жители села Териберка остались без воды и света

14:06В Апатитах сгорел автомобиль

13:06Благотворительная выставка «Я с Машей!» проходит в Мурманске

Все новости