14:2011.11.15

Центральный штаб ОНФ одобрил 17 предложений активистов Фронта по решению проблем капитального ремонта в регионах

Центральный штаб ОНФ одобрил 17 предложений активистов Фронта по решению проблем капитального ремонта в регионах

С какими сложностями приходится сталкиваться людям в регионах при проведении капитального ремонта, обсудили участники заседания Центрального штаба ОНФ. Все эти факты «фронтовики» выявили в ходе четырех мониторингов капитального ремонта, а также опроса более 3000 жильцов 610 домов в 63 субъектах РФ. Выработанные по итогам глобального исследования качества капитального ремонта 17 предложений активистов рабочей группы «Качество повседневной жизни» решено направить в правительство Российской Федерации и в Администрацию президента.
«Основные причины проблем при проведении капитального ремонта в регионах связаны с закрытостью региональных операторов, недостаточным финансовым и строительным контролем за их деятельностью, низкой квалификацией руководителей и сотрудников фондов капремонта. Все это приводит к низкому качеству работ и слабой организации деятельности регоператоров», - заявила член рабочей группы «Качество повседневной жизни» из Брянской области Светлана Калинина.
Согласно проведенным экспертами ОНФ мониторингам, 52% опрошенных активистами Народного фронта граждан оценили работу своего регоператора неудовлетворительно. Как выяснилось, фонды регоператоров фактически не работают с людьми: 34% респондентов ничего не знают об их работе, 62% жителей не слышали о проведении собраний домов по обсуждению планируемого ремонта, 51% опрошенных не видели объявлений о подобных собраниях.
В результате граждане на сегодняшний момент оказываются в информационном вакууме. Между тем, по Жилищному кодексу, фонды обязаны публиковать отчеты об объеме собранных и потраченных на капремонт средств. Но эта информация до жителей не доходит. Эксперты ОНФ дважды проверили сайты регоператоров. В мае 2015 г. информация о капремонте была обнаружена только в двух регионах. В октябре после критики ОНФ она появилась на сайтах регоператоров в 33 субъектах.
«Но этого все равно недостаточно. Люди хотят иметь открытый доступ ко всей информации, которая касается проведения капремонта в их доме: сколько денег собрано, сколько пойдет на их капремонт, какие работы будут сделаны, техническое задание на эти работы (объемы и виды работ), какой подрядчик будет осуществлять работы, стоимость и сроки исполнения работ и даже контактные данные подрядчиков. Люди сталкиваются с проблемами при проведении капитального ремонта, но они остаются нередко с ними один на один», - отмечает Светлана Калинина.
Мониторинг ОНФ показал, что обратная связь с региональным оператором полностью отсутствует в четырех регионах, в шести регионах нельзя записаться на личный прием к руководителю регоператора, позвонить на «горячую линию» региональному оператору не представляется возможным в шести регионах, возможность оставить устное обращение не предусмотрена в 22 регионах, а в 16 регионах невозможно задать вопрос в режиме онлайн.
Информацию о проводимом капремонте не могут получить даже СМИ. В Центр правовой поддержки журналистов ОНФ начали обращаться с жалобами журналисты, которым регоператоры отказывают в предоставлении информации, ссылаясь на коммерческую тайну.
«Какая может быть тайна вокруг трат средств граждан?» - прокомментировала Калинина. По ее мнению, необходим четкий регламент взаимодействия региональных операторов с собственниками помещений при решении вопросов по капитальному ремонту. В нем должен содержаться механизм организации и проведения разъяснительной работы среди граждан об основах системы капитального ремонта.
Калинина рассказала о рабочей поездке в Краснодарский край, в результате которой выяснилось, что жители края слабо информированы о ходе реализации программ капитального ремонта. Деньги из краевого бюджета на информирование граждан выделяются (третий результат по стране), а результат пока отрицательный. Необходимо, чтобы деньги, идущие по линии информирования граждан о деятельности органов власти и поддержки СМИ, активнее использовались в целях информирования граждан о программах капремонта.
В ходе поездки в Краснодарский край также выяснилось, что жителям 131 многоквартирного дома в г. Краснодаре приходится платить взносы по двум квитанциям. Дело в том, что в платеж за капремонт региональный фонд капремонта незаконно включил взносы в рамках сразу двух программ - долгосрочной, рассчитанной на 2014-2043 гг., и краткосрочной, рассчитанной на текущий год.
«Взносы-то они собирают в двойном размере, а деньги граждан при этом лежат на счету фонда регоператора мертвым грузом (более 400 млн руб.), потому что программа выполнена всего лишь на 16,5%. При этом сотрудники регоператора еще и премию получили в размере так ни много ни мало почти 7 млн руб. Интересно, из каких денег? Не из двойных ли квитанций? Мы обязательно отправим запрос и поинтересуемся, из каких средств такие премии выплачиваются. Штат-то всего 107 человек», - возмутилась Калинина.
Случаями о нарушениях при проведении капремонта поделились представители из регионов. Как отметили участники заседания Центрального штаба, больше всего при капремонте жители жалуются на низкую квалификацию рабочих, сроки и объемы ремонта, технологию, низкое качество отделочных материалов. Происходят и вопиющие случаи.
Эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» регионального штаба ОНФ Нижегородской области Дмитрий Стерхов рассказал, что в закрытом городе Сарове жители не знают, куда им обращаться по вопросу нарушений в сфере капремонта.
«А обращаться есть с чем. Мы проверили 10 домов. В каждом из них у жителей свои запросы: где-то ремонт крыши, где-то ремонт фасада, где-то - фундамента. Но вместо этого им всем предложили замену приборов учета! При этом во многих домах приборы учета уже установлены за счет средств, собранных жителями. Если учесть, что следующий капремонт этих домов предполагается лишь через 25 лет, то предлагаемый ремонт выглядит как форменное издевательство», - отметил Стерхов.
Эксперт регионального отделения ОНФ, исполнительный директор регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ. Контроль - Новосибирск» Сергей Аверьяскин сообщил, что по итогам проверки 10 домов только в трех случаях проведенная работа была с натяжкой оценена собственниками на три балла. Во всех остальных случаях качество проведенного капремонта было признано неудовлетворительным.
«Создается устойчивое ощущение, что просто идет гонка по освоению денег и стремление уложиться в неоднократно перенесенные сроки окончания работ. Происходит грубейшее нарушение технологий ремонта крыш, фасадов. После ремонта куски кабеля торчат из штукатурки. Скатная кровля отремонтирована так, что выступ кровли от стены дома составляет всего 5 см, и уже идет замачивание всего фасада. Подрядчики же отвечают, что на сколько материала хватило, на столько все и сделали. Электроснабжение выполнено также с грубыми нарушениями. В электрощитовых шкафах провода без защиты», - рассказал Сергей Аверьяскин.
В среднем, качество почти всех работ граждане по итогам опроса ОНФ оценили на «тройку».
«Самые высокие показатели удовлетворенности у нас по ремонту лифтов. А почему? Потому что там у нас жесткие стандарты и новое оборудование. И граждане могут сразу оценить результат. А вот с большинством остальных видов работ граждан ожидает сюрприз - собственник не сможет оценить, хорошо ли выполнен ремонт водоотведения или теплоснабжения. Одна из основных проблем здесь - это отсутствие у приемочной комиссии возможности объективно оценить качество выполненных работ, так как в ней нет лиц с необходимыми знаниями в области строительства. Мы считаем необходимым на федеральном уровне утвердить, что в состав комиссий по приемке должны входить лица, обладающие специальными знаниями, - представители проектной организации, жилинспекции, пожарной инспекции, региональных служб (комитетов) государственного строительного надзора и (или) территориальных подразделений Ростехнадзора, а также муниципального образования, которые сейчас наделены правом согласования акта приемки работ, а не его подписания», - прокомментировала Калинина.
На срыв сроков представители ОНФ пожаловались в 18 регионах! Одна из причин этого - в том, что правительство до сих пор не выпустило постановление о едином порядке отбора регоператором подрядчиков работ. А сами регоператоры нередко (в 23 регионах) нарушают законодательство в части установления обязательных гарантийных сроков на все виды работ (не менее пяти лет) и не ведут претензионной работы с нерадивыми подрядчиками.
Чтобы таких ситуаций не было, активисты ОНФ рекомендовали правительству совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации организовать работу по проверке соответствия заключенных региональными операторами договоров с подрядными организациями требованию федерального законодательства в части установления пятилетнего гарантийного срока на выполненные работы, а также ускорить принятие постановления о едином порядке закупок регоператоров, предусмотренного одним из поручений президента.
«Такие нарушения в установлении гарантийных сроков приводят к тому, что подрядчики не боятся делать свою работу некачественно, у них нет ответственности. Мы выяснили, что 22% опрошенных обращались за устранением недостатков, при этом выявленные недостатки были устранены лишь в половине случаев. У граждан возникает резонный вопрос: кто должен нести ответственность за нарушения? К кому обращаться? Как говорится, хотят врага знать в лицо. Однако, как показал мониторинг ОНФ, найти информацию о руководителях регоператора не так-то просто. Казалось бы, почему? На этот вопрос нам ответит Свердловская область, в который руководитель регоператора даже не имеет высшего образования. О каких квалификационных требованиях тут вообще можно говорить?» - сообщила Калинина.
Как отметил в ходе своего выступления руководитель региональной рабочей группы «Социальная справедливость» отделения ОНФ в Ростовской области Михаил Попов, по состоянию на октябрь 2015 г. на счета регионального оператора капитального ремонта поступило порядка 4 млрд руб. В то же самое время непосредственно на работы по капитальному работу потратят около 1,5 млрд руб.
«По сути, из средств домохозяйств, из экономики будет изъято 2,5 млрд руб. Деньги будут лежать мертвым грузом на счете регионального оператора», - сказал Попов.
Он также добавил, что мерой по увеличению эффективности расходования средств может стать снижение платы за капитальный ремонт, если средства, собранные оператором, не расходуются полностью. Он отметил, что Ростовская область - один из пилотных регионов страны, где начался капитальный ремонт домов и благодаря активному информированию населения собираемость средств по статье «капитальный ремонт» выросла до 88%.
Еще одна проблема, решить которую предлагают активисты ОНФ в Ростовской области, - это сдвиг сроков проведения торгов по выбору компаний, проводящих работы в домах. Зачастую ремонт из-за проволочек при выборе подрядной организации начинается в августе, а порой и в сентябре, когда уже наступает время начала отопительного сезона. Кроме того, Попов привел примеры неправильного составления технического задания по капитальному ремонту. Так, в некоторых домах еще дореволюционной постройки, где только два-три этажа, планируется установка лифтов.
Активисты ОНФ из регионов предложили правительству совместно с регионами разработать квалификационные требования и для иных сотрудников регоператоров, контролирующих качество работ капитального ремонта, а для руководителей - провести квалификационный экзамен и принять соответствующие кадровые решения. А на будущее - разработать типовой трудовой договор для них и четко прописать, за что они отвечают, в какой степени и за какие просчеты их можно уволить.
Всего по итогам обсуждения проблем капитального ремонта активистами рабочей группы «Качество повседневной жизни» выработано 17 предложений, которые по итогам Центрального штаба ОНФ решено направить в правительство Российской Федерации и Администрацию президента.
Пресс-служба ОНФ

 

 

 

Поделиться: