16:3008.12.15

ОНФ: Система независимой оценки качества должна помочь родителям в объективном выборе школы или детсада

ОНФ: Система независимой оценки качества должна помочь родителям в объективном выборе школы или детсада

Система независимой оценки качества (НОК) должна помочь родителям в объективном выборе школы или детского сада, считает директор Центра ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов президента «Народная экспертиза» Николай Николаев. Сейчас при выборе образовательной организации для ребенка родители по-прежнему ориентируются в основном на отзывы родителей детей, которые уже посещают данное образовательное учреждение, или на мнение выпускников о своей школе или колледже и только потом уже на результаты НОК. Такой вывод сделали специалисты Центра ОНФ «Народная экспертиза» на основании результатов мониторинга НОК работы образовательных организаций.
По мнению экспертов Центра ОНФ «Народная экспертиза», пока система НОК нуждается в доработке «системы ценностей». Показатели качества деятельности учреждений образования были утверждены приказом Минобрнауки № 1547 от 5 декабря 2014 г. В перечень вошли 16 показателей, касающихся открытости информации об учебных заведениях, профессиональных качеств их сотрудников, качества образования и комфортности его получения. Центр ОНФ «Народная экспертиза» провел исследование, целью которого было выяснить, что сами граждане думают о том, по каким критериям нужно оценивать качество услуг в этой сфере.
В исследовании приняли участие 662 эксперта из всех 85 российских субъектов - члены профсоюзных организаций работников образования, руководители образовательных учреждений, представители региональных общественных организаций многодетных матерей, активисты объединений родителей и родительских комитетов, а также гражданские активисты из числа учителей, воспитателей, преподавателей вузов педагогической направленности. Респонденты были разделены на три группы - по интересующим уровням образования (дошкольное, общее среднее и среднее профессиональное).
Опрос показал, по каким критериям родители и специалисты в первую очередь оценивают качество работы образовательных организаций. Больше половины экспертов группы «Дошкольное образование» (55%) на первое место поставили комфортность условий в образовательной организации. То есть для них важнее всего, чтобы ребенок уютно чувствовал себя в детском саду. Кроме того, при выборе детсада они считают важными такие критерии, как психологический климат в учреждении и укомплектованность персонала, а также профессионализм воспитателей.
В группах «Общее среднее образование» и «Среднее профессиональное образование» большинство экспертов (58% и 43% соответственно), помимо комфортности условий, считают в равной степени важными квалификацию педагогического состава, уровень знаний, умений и навыков, полученных воспитанниками. Однако при выборе школы или колледжа родители прежде всего обращают внимание на качество образования и организацию учебного процесса. При этом опрошенные дополнительно выделяют такие важные для них критерии, как психологический климат в учебном заведении, укомплектованность учительского состава и профессионализм педагогов.
Тем не менее именно такие критерии, как организация учебного процесса и психологический климат в учебном заведении, которые считают важными более половины опрошенных родителей и специалистов, отсутствуют в перечне показателей качества работы образовательных учреждений. Что касается профессионализма работников образования, то вместо него предлагается оценивать их компетентность. Хотя именно высокий профессионализм педагога играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе.
Неудивительно, что существующая система НОК не вызывает доверия у родителей, и при выборе для своего ребенка детского сада, школы или колледжа они ориентируются главным образом на отзывы более опытных пап и мам. Это подтвердили более половины опрошенных во всех группах, причем в «дошкольной» - 71%, то есть абсолютное большинство.
«Наше исследование еще раз показало, что механизм НОК должен отражать конкретные запросы общества. Чтобы это произошло в сфере образования, необходимо совершенствование принятой модели оценки с учетом мнения родителей и профессионалов. Ведь пока получается, что деньги тратятся, принимаются нормативно-правовые акты, все загружены организационной работой, а на поверку это никому не нужно. И в результате в практическом применении НОК проигрывает «сарафанному радио», - подчеркнул Николаев.
Начать исправление ситуации эксперты Центра ОНФ «Независимая экспертиза» предлагают с дополнения перечня показателей НОК критериями, которые считают приоритетными родители и специалисты. Кроме того, по мнению экспертов ОНФ, необходимо разделить критерии оценки дошкольных, общих средних и средних профессиональных учебных заведений, чтобы не оценивать по одним и тем же критериям процессы образования малышей, подростков и юношества. «Тогда механизм независимой оценки качества в сфере образования получит возможность стать работоспособным и заслужить доверие родителей и специалистов», - резюмировал директор Центра ОНФ «Народная экспертиза».
Пресс-служба ОНФ

 

 

Поделиться: