16:5014.12.15

Открытие «Нового шёлкового пути», Россия не участвует

Открытие «Нового шёлкового пути», Россия не участвует

Первый поезд, отправленный в рамках нового «Шёлкового пути» по территории Казахстана и Азербайджана в обход России, прибыл из Китая в Грузию. Маршрут должен значительно удешевить перевозки грузов из Китая в Европу.
Только три месяца назад мы получали воодушевляющие новости со Второго пекинского международного экономического форумао создании «Российско-китайского экономического альянса развития и сотрудничества «Шёлковый путь»». Однако 30 ноября Турция и Китай совместно с Казахстаном, Азербайджаном и Грузией решили направлять грузы из Китая в Европу, минуя Россию. Сегодня эта новость воспринимается Россией особенно болезненно - мало того, что мы лишились хорошего дохода за постоянный транзит, но и наш новый неприятель - Турция - договаривается с Китаем за нашей спиной. Но прагматизм китайцев можно понять - они прокладывают маршруты подешевле и побыстрее, исегодня им выгоднее переправлять контейнеры через Каспийское море, чем работать с Россией на земле. Видимо, российские финансовые требованияи состояние инфраструктуры оказались для китайцев недопустимыми. Тем самым, Россия упустила возможность создания нового транспортного коридора, подобного Транссибу. Об этом, в условиях спада российской экономики, можно только жалеть. Да, строительство «нового шёлкового пути» заняло бы 10-20 лет и деньги пришлось бы находить по большей части самим, но затраты, безусловно, окупились бы в скором времени.В нынешних условиях России, похоже, не до крупного инфраструктурного строительства.
Вместе с тем, ситуация пока не столь уж плоха. Китай - наш долгосрочный партнер, который заинтересован в освоении российских просторов. В реальности проекта ВСМ Москва-Казань-Пекин никто не сомневается. Вопрос финансирования будет, скорее всего, улажен с помощью китайской стороны, однако вопрос времени опять остается открытым. Китайцы строят очень быстро, и нарастили огромную сеть ВСМ в своей стране, Россия же строит очень медленно и всё никак не построит свою первую ВСМ. По причине отсутствия высокоскоростной магистрали тормозятся многие сопутствующие проекты. Корни этой медлительности нужно искать в неэффективной деятельности чиновников и, вообще, в системе функционирования министерств, по-другому это никак не объяснить. Ведь частный бизнес уже давно готов наращивать объемы делового партнерства с Китаем.
Россия, как всегда, находит альтернативные решения - вместо того, чтобы бросить все силы на создание «нового шёлкового пути», Рогозин тут же предложил «холодныйшёлковый путь», то есть обеспечить трафик морских контейнеровозов по Северному морскому пути в Китай. Будем надеяться, что это предложение заинтересует китайцев на ближайшие годы.
Аналитический комментарий Иван Андриевский, к.э.н.
Председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К»

Поделиться: