15:4025.12.15

В кризис россияне берут больше займов на погашение кредитов и повседневные расходы

В кризис россияне берут больше займов на погашение кредитов и повседневные расходы

Компания Е заем изучила портрет заемщика российских систем онлайн займов. В исследовании сравнивались данные о клиентах в 2014 и 2015 г.г. В уходящем году среди заемщиков стало больше людей старшего поколения, их доход вырос, а большинство из них теперь заняты в бюджетной сфере. Более 20% займов берутся на погашение кредитов.
Для подготовки исследования были использованы несколько источников информации о рынке онлайн займов. В первую очередь было обработано более миллиона заявок на получение займов в компании Е заем. Ее доля на рынке онлайн МФО составляет более 20%. Помимо этого, в исследование вошли результаты опроса 2426 заемщиков крупнейших компаний - участников этого рынка. Также обработаны данные из нескольких бюро кредитных историй. Учитывая все это, можно утверждать, что полученные результаты релевантны для всего российского рынка онлайн займов.
Е заем - российский проект международной финтех-компании FinaBay, работающей также в Дании, Чехии, Польше, Латвии, Грузии и Мексике.С начала работы в 2009 году объем выдачи онлайн займов FinaBay составил более 190 млн евро. Бизнес-процессы компании основаны на использовании высоких технологий и анализе больших данных - с их помощью Е заем выдает своим клиентам займы за несколько минут, сохраняя стабильный уровень рисков.
В 2015 году среди заемщиков онлайн МФО мужчин было 48%, их доля выросла на 1 процентный пункт. Рост доли мужчин вызван тем, что в условиях кризиса они более уверены в себе при принятии экономических решений. При этом женщины составляют большинство среди заемщиков даже в кризисном году (52%), так как традиционно отличаются более высокой финансовой дисциплиной и платежеспособностью.
Лига Трупа, управляющий директор Е заем: «В 2015 году среди заемщиков онлайн МФО стало больше людей старшего возраста. Доли всех возрастных групп, начиная от 30 лет, выросли. Это вызвано высокими темпами проникновения интернета и ростом технической грамотности более старшего поколения. Также влияние оказал кризис, ударивший в первую очередь по обслуживающему персоналу и гражданам, занятым в сфере торговли. В таких профессиях больше всего молодежи, и в кризис ей стало сложнее платить по займам. Однако системы онлайн кредитования считают людей в возрасте 25-29 лет ¬- поколение Y - ядром своей целевой аудитории. Эти люди «живут онлайн» и для достижения своих целей используют преимущества информационных технологий. Они не любят бюрократию, не любят читать длинные банковские документы, поэтому предпочитают сервисы онлайн займов».
Рост доли заемщиков, состоящих в браке, продиктован увеличением их среднего возраста. Если в 2014 году она составляла 41%, превышая долю холостых лишь на 1 процентный пункт, то в 2015 году состоящих в браке стало уже 44%.
Большинство заемщиков онлайн МФО по-прежнему не имеют детей. При этом доля тех, у кого 1 ребенок, выросла с 25% до 29%.
Единственная категория заемщиков, увеличившая свою долю, это обладатели собственного жилья. Их стало на 49% при росте 6 процентных пунктов. Это говорит о том, что онлайн МФО стараются снижать свои риски и кредитовать граждан, владеющих собственным жильем. В то же время существенную долю заемщиков - 17% - составляют люди, снимающие жилье.
В 2015 году заемщики онлайн МФО стали не только старше, но и образованнее. До 46% и 29% соответственно выросли доли людей с высшим и средним образованием. Про онлайн займы узнали люди старшего поколения, среди которых больше обладателей дипломов ВУЗов.
Доля трудоустроенных граждан с постоянной работой среди заемщиков сократилась за год с 80% до 76%. Доля самозанятых, напротив, выросла на 2 процентных пункта до 13%. Безработных стало 2% против 1% годом ранее. Все это вызвано сокращением штата многих компаний и предприятий.
Среди тех, кто одалживает деньги в онлайн МФО, в 2015 году бюджетники стали большинством. Если по итогу 2014 года их было лишь 17%, то в этом году уже 23%. С первого места бюджетники потеснили работников торговли, ставших вторыми с долей 19%. Выросли доли заемщиков, занятых в финансовой сфере, IT и телекоме, то же произошло с людьми творческих профессий. Со второго на третье место переместились заемщики, занятые в сфере услуг. Доли сферы услуг и торговли «просели» из-за роста цен в этих секторах и снижения покупательской способности граждан. Доходы тех, кто занят в этих сферах, снизились, поэтому онлайн займы стали для них менее привлекательны.
Доля тех, кто получает менее 20 тыс руб. в месяц, сократилась с 19% до 15%. Лишь на один процентный пункт - до 29% ¬¬¬- снизилась доля заемщиков с доходом от 20 до 30 тыс руб. Доли остальных категорий выросли на 1-2 процентных пункта. Это укладывается в тренд увеличения среднего возраста и уровня образования заемщиков. Однако клиентов с доходом 20-30 тыс руб. по-прежнему большинство.
Цель займа - это одна из самых интересных и показательных характеристик заемщиков. В 2015 году стало больше тех, кто берет деньги на погашение кредита и ежедневные расходы. Доли этих целей составили 23% и 11%, их рост - 8 процентных пунктов и 2 пункта соответственно.
Лига Трупа, управляющий директор Е заем: «Первый тренд говорит о том, что заемщики стали чаще использовать онлайн займы, как инструмент частичного рефинансирования своих кредитов. Это вызвано легкой доступностью займов, которые можно получить в интернете за 15 минут на банковскую карту. Доля ежедневных расходов увеличилась в связи с ухудшением материального положения граждан. По данным Росстата, за 11 месяцев 2015 г. реальные располагаемые доходы россиян снизились на 3,5% в годовом выражении.
При этом в 2015 году заемщики онлайн МФО стали больше путешествовать, 3% против 1% годом ранее. В то же время, несмотря на кризисный год, они не стали экономить на подарках для своих близких - на такие займы по-прежнему приходится 9%.
Самая популярная цель онлайн займов - это непредвиденные расходы, она составила 47%. Это покупки, которые помогают улучшить качество жизни и решить неожиданные трудности».
Среди регионов, входящих в Топ-10 по объему займов, выданных онлайн МФО, в 2015 году свои доли увеличили лишь три крупнейших. Это Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Это связано с более высоким уровнем жизни в этих регионах, а также с широким распространением технологий.
Лига Трупа, управляющий директор Е заем: «По нашему мнению, в 2016 году средний возраст заемщиков продолжит расти за счет проникновения онлайн технологий, а также внедрения МФО квазибанковских продуктов. Рынок идет в сторону увеличения суммы и срока займа.
Средний доход заемщиков вырастет вследствие увеличения в МФО доли банковских клиентов.
В следующем году вырастет доля повседневных расходов в целях займов, это произойдет на фоне ухудшения макроэкономических показателей».

Поделиться: