09:4017.02.16

Ковдорский ГОК и БелАЗ: будущее создаётся сегодня

Ковдорский ГОК и БелАЗ: будущее создаётся сегодня

В 40 километрах от Минска расположился провинциальный белорусский городок Жодино. Примечателен этот город тем, что в нем расположен завод главной гордости Беларуси -БелАЗ.
Постамент, установленный рядом с проходной завода, был возведен в честь первой модели БелАЗа, которая пошла в серийное производство. Памятник сразу стал главной достопримечательностью маленького города. Еще один повод для гордости жителей Жодино - музей БелАЗа. В нем представлен весь модельный ряд техники, когда-либо производимой заводом. Правда, посетить они его могут лишь раз в году в день машиностроителя, который отмечается в Жодино в последнюю субботу сентября.
Как только проходишь на территорию завода - попадаешь в самый настоящий мини-город. Предприятие настолько огромное, что в нем есть собственные рейсовые автобусы, для перевозки рабочих из цеха в цех, пешеходные переходы и даже светофоры. Но самое необычное и так редко встречающееся в наше время - это атмосфера. В воздухе здесь витает запах трудолюбия. Люди любят то, что они делают, а это главный залог успеха в любом деле! Наверно именно поэтому выпускаемый продукт получается настолько качественным и надежным.
Примечательно, что в таком маленьком городке Минской области производят самый большой самосвал в мире. БелАЗ-75710 является рекордсменом Гиннесса. В начале 2014 года самосвал провез по испытательному полигону груз весом в 503,5 тонны, что является абсолютным рекордом среди карьерных самосвалов. На сборку такого супергрузовика уходит 5 месяцев и ежедневный труд 12 000 рабочих Белорусского автомобильного завода.
Способны ли БелАЗы стабильно работать в сильных морозах? Способны! Это доказывает успешная эксплуатация белорусских самосвалов в условиях крайнего севера - в ковдорском ГОКе, расположенном в Мурманской области. Температуры в зимний период в этих районах могут достигать 40 градусов. Безусловно, БелАЗ, который работает на юге не сможет нормально работать в такую погоду. Почему? Потому что БелАЗ, как и любой гражданский автомобиль имеет разные «комплектации» и, так называемые, дополнительные опции. Для севера - это утепленная кабина и подогреф «электро-шкафов». Для юга - кабина с тонировкой и кондиционером. Это говорит о том, что БелАЗ всегда готов пойти на встречу заказчику. Ковдорский ГОК, например, попросил конструкторов БелАЗа о дополнительных камерах по периметру машины и уже на следующий день были внесены изменения в комплектацию БелАЗа, строящегося для ГОКа.
Первые БелАЗы в Мурманской области появились в начале 70-х годов. Тогда Ковдорский ГОК начал получать свои первые самосвалы белорусского производства. Шли года, на предприятие приходили новые модели БелАЗа. Но особенно запомнился рабочим БелАЗ-540. Водители и обслуживающий персонал полюбили его за повышенную комфортабельность и мягкость хода.
Всего за 44 года Ковдорским ГОКом было приобретено 540 единиц техники производимой Белорусским автомобильным заводом. За это время «белорусы» зарекомендовали себя с самой хорошей стороны. Минимум простоя в ремонтных боксах - постоянная работа в карьере. КПД всегда на высоком уровне. Не так давно на комбинат поступили новые, 220-тонные БелАЗы. Это, пока, самые большие карьерные самосвалы в области.
Время неумолимо идёт вперёд. И вот в 2006 году конструкторы БелАЗа приступили к созданию карьерных самосвалов с электромеханической трансмиссией на переменном токе. В роли «первопроходцев» были использованы 130-ти тонных самосвалы. Именно на их базе были изготовлены первые образцы. Применение трансмиссии переменного тока обеспечивает снижение эксплуатационных затрат и повышение производительности при перевозках, позволяет улучшить тягово-динамические качества, позволяет преодолевать более длительные уклоны, увеличивается максимальная скорость до 64 км/ч, улучшает эксплуатационные характеристики самосвала и снижает стоимость его эксплуатации, уменьшается время на проведение технического обслуживания, не требуется замена щеток тяговых электродвигателей. Если аргументировать все выше сказанное - сплошные плюсы. Но, спустя 10 лет появляются еще две новые идея.
Все мы знаем, что уже давно есть различные беспилотники, а машины, которые могут парковаться сами, без участия водителя, уже и вовсе рассекают по нашим дорогам. Так почему бы не сделать БелАЗ, который сможет работать в карьере без водителя? Конструкторы БелАЗа построили такой экземпляр! Что двигало ими при разработке такой машины? В первую очередь - безопасность. Карьер - это место повышенной опасности. Задача конструкторов - максимально обезопасить водителя самосвала. Убрав водителя из кабины - значит полностью обезопасить его! Но человек все же будет следить за машиной со специального пульта управления, на который выведено местоположение самосвала и его текущие данные. По всему периметру машины расположены датчики, которые не дают ему уйти с построенного маршрута. Такие самосвалы в карьерах мы, возможно, увидим в ближайшем будущем.

В 2015 году Ковдорский ГОК и Белорусский автомобильный завод приступили к осуществлению совместного проекта по переведу карьерных самосвалов с сдизель-электрической на газо-дизельную трансмиссию. Подобный проект был в Эстонии, но тогда у 55-тонного самосвала, проходившего испытания, сгорела поршневая система. На сегодняшний день к испытаниям газо-дизельной трансмиссии приступили и Канадцы.
Конструкторы БелАЗа считают, что следующий этап в машиностроении - это переоборудование самосвалов на двигатели, работающие на метане.
Автолюбителям давно известны плюсы работы автомобиля на газе, в отличии от бензина. Однако, на БелАЗах будет использоваться иная форма использования. Вместо сжиженного газа, как в гражданских авто будет использоваться жидкая форма Метана. Газ будут охлаждать до температуры -162 °С, тем самым переводя его из газообразного в жидкое состояние.
Какие плюсы даст такой масштабный перевод машин на газо-дизельную трансмиссию? Во-первых, это большая экономия, а в наше нестабильное время - это весомый плюс для большого предприятия. Да и цены на дизельное топливо систематично растут, а запас метана в природе огромный. Благо, люди умеют его добывать и успешно перерабатывать. Во-вторых, такое топливо увеличивает ресурс работы двигателя, чего не скажешь про дизельное топливо. В-третьих, это, конечно, безопасность. Машины на дизельном топливе выбрасывают огромное количество выхлопных газов в окружающую среду, тем самым загазовывая карьер. Это огромный минус для человека, а людей ы карьере работает не мало. Что бы обезопасить рабочих работа в карьере на некоторое время приостанавливается, а остановить целый карьер, значит потерять время и, главное - деньги. С газом данную проблему удастся избежать, считают конструктора.
Для того, что бы этот проект стал успешным, на Ковдорском ГОКе с нуля создается нужна инфраструктура. Новую топливную систему для самосвалов разрабатывали инженеры и конструкторы БелАЗа, а систему газозаправки Петербургское НИиПИ ТОМС. Так же, 50 человек прошли необходимое обучение для работы на новом виде топлива. Уже весной этого года планируется промышленное испытание проекта.

Не стоит забывать о не менее интересном проекте БелАЗа - самосвале-беспилотнике. Напомним, данная машина способна работать в карьере без водителя в кабине, помогают ей этом различные датчики, установленные по периметру кузова. Машина, работающая на газу, без участия водителя - это и есть будущее. Которое уже совсем не за горами, уверенны конструкторы БелАЗа.

 

Поделиться: