На днях Федеральное агентство новостей выпустило любопытный материал, касающийся деятельности промышленной группы «Новик», одно из основных предприятий которого находится в Мурманске. Наверняка все слышали об инциденте в Средиземном море: когда сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» следил за американской авианосной группой, ему, в опасной близости на пересекаемом курсе встал эсминец флота США. Но если бы не промышленная группа «Новик», то «Ярослав Мудрый» мог и не добраться до Средиземного моря.
Дело в том, что значительная часть кораблей ВМФ России, включая столь напугавшего американцев «Ярослава Мудрого», оснащена газотурбинными двигателями. Во времена СССР их производство, ремонт и обслуживание было размещено на территории Украинской ССР. После государственного переворота в 2014 году, Украина прекратила сотрудничество с Россией в области ВПК, и российский флот оказался под угрозой надолго застрять у родных берегов. Министерство обороны дало срочное задание проработать вопрос об организации производства, способного взять на себя обслуживание и ремонт газотурбинных установок и промышленная группа «Новик» с этим справилась в самые оперативные сроки.
Стоит отметить, что «Новик» занимается ремонтом и обслуживанием кораблей ВМФ России с 2008 года и располагает производственными площадками во всех регионах, где представлен наш флот. Базовая площадка расположена в Мурманске, есть свои мощности во Владивостоке, Севастополе, Калининграде, конструкторское бюро в Санкт-Петербурге. Теперь к ним добавились цеха по обслуживанию газотурбинных двигателей. Установки «Ярослава Мудрого» стали одними из первых, поступивших на новую площадку «Новика».
Работать приходилось в условиях отсутствия технической документации, которую специалистам «Новика» пришлось создавать с нуля. Однако, разрыв отношений с украинскими партнерами, в конечном итоге, пошел российскому флоту только на пользу. Информагентство цитирует главного конструктора БКБ «Новик» Леонида Белова, обнаружившего причину выхода из строя «отремонтированных» украинской стороной двигателей: «На переднюю опору ротора компрессора высокого давления они (украинские производители - прим. ред.) поставили демпферную втулку. Установили ее совершенно неправильно. В результате после всего 1200 часов наработки эти втулки на обоих ГТУ разрушились. Конечно, это ошибка».
Разумеется, российский флот и отечественная судоремонтная отрасль находится в начале пути возрождения обороноспособности, но после коллапса девяностых, ситуация выправляется с каждым годом. Промышленная группа «Новик» - яркий пример работы по импортозамещению в такой важной сфере, как ремонт военных судов. Для специалистов-судоремонтников вновь появилась работа, ВМФ выводит свои корабли на боевую службу и наша страна все менее зависима от капризов «партнеров». И рейд «Ярослава Мудрого» в Средиземном море - очередное тому доказательство.
фото: navsource.narod.ru