В Германии рассекретили архив с данными нацистской разведки предвоенных лет по железной дороге Ленинград-Мурманск.
«Согласно сведениям разведки рейха, железная дорога из Ленинграда на Кольский полуостров имела первостепенное стратегическое значение, поэтому в планах немецкой армии одной из важных задач было прервать сообщение по ней», - рассказал председатель Фонда поддержки сотрудников и пенсионеров ФСБ Мурманской области «Щит», генерал-майор ФСБ в отставке Геннадий Гурылев.
В документе 1941 года четко говорится, что «основу Северо-западной зоны составляет Кировская железная дорога, нарушение которой является самым эффективным способом отрезания Карелии и Кольского полуострова от Центральной России, с одной стороны, и от всей Европейской части России с ее единственным океаническим портом Мурманск, с другой.
В Заполярье была направлена армия «Норвегия» в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии.
«Бомбить мурманский железнодорожный узел нацисты начали уже 26 июня 1941 года. За годы войны вражеские самолеты 97 раз устраивали на него налеты, было сброшено 757 фугасных и 42 тысячи зажигательных бомб. В целом на территории Кольского полуострова за войну были повреждены 216 паровозов и электровозов и 1300 вагонов», - отметили в пресс-службе Октябрьской железной дороги.
О том, с каким ожесточением немцы нападали на железнодорожную магистраль, и с какой самоотверженностью советские солдаты и рабочие защищали ее, свидетельствуют наградные листы из архива железной дороги.
Так, в годы войны за самоотверженный труд 156 железнодорожников области были отмечены правительственными наградами. В Заполярье они отправили 1,2 млн тонн боевой техники, военных материалов и продовольствия. А в Мурманск доставили сотни эшелонов с солдатами, мобилизованными грузчиками, оружием и боеприпасами, вывезли десятки санитарных поездов, пишет ТАСС.