Несколько дней назад по мурманским СМИ пролетела новость о том, что у известного в широких кругах малого бизнеса предпринимателя Германа Рунова пытаются отобрать бренд «Север», под которым он выпускает большое количество одежды, аксессуаров и туристических сувениров. Сам Герман даже обратился к мурманчанам за поддержкой в своём видеообращении.
К сожалению, до сих пор ничего не слышно о позиции второй стороны. Возможно, у них есть какие-то свои аргументы. Но лично я, например, прекрасно помню, как много лет назад именно Герман Рунов начал производить и продавать линию товаров под маркой «Север». Но в патентных спорах не всегда побеждает начинатель, а тот, кто вовремя юридически зарегистрировал товарный знак. Сейчас мурманское бизнес-сообщество внимательно наблюдает за этой битвой за «Север». Надеюсь, что Герману удастся доказать своё авторство и продолжить радовать туристов и мурманчан своей продукцией.
Эта история заставила меня вспомнить другой случай. Ещё в 1990-е годы наш отель стал использовать слоган «Ваш Дом вдали от Дома!» Фактически это была наша авторская переделка на русский язык международного слогана «Far Away From Home». Ничтоже сумняшеся, мы с гордостью использовали слоган в печатной продукции, в рекламе и в видеороликах. Все наши партнёры тогда были в восторге, слоган всем очень нравился.
Эта идиллия закончилась в 2005 году, когда мы получили письмо счастья от небольшого отеля в далёком Владивостоке, в названии которого было что-то, связанное с волной. Там вежливо сообщалось, что они в 2004 году успешно зарегистрировали в Роспатенте товарный знак «Ваш дом вдали от дома», сертификат прилагается. И теперь мы должны платить им за использование этого слогана, или прекратить его использовать.
Помню, как мы пережили все классические стадии, включая гнев и отрицание, потом подавили в себе желание идти в суд и трясти старыми пожелтевшими вырезками из газет, в которых мы использовали этот слоган задолго до 2005 года.
Но потом выдохнули и успокоились. Вырезки вырезками, а патент патентом. Тем более, что нас самих уже давно немного угнетал тот факт, что слоган не совсем-то оригинален.
Поэтому мы написали своим шустрым дальневосточным коллегам ответное письмо при помощи опытного специалиста по вопросам авторских прав и патентного законодательства, чтобы у них не возникло желание попытаться получить что-то от нас задним числом. Кроме того, очень грамотно юридически мы дали им понять, что их новый/старый слоган реально весьма уязвим с точки зрения международного патентного права, поэтому не стоит им сильно гнать волну. Больше мы от них ничего не слышали.
А мы вместо старого слогана придумали и стали использовать новый слоган «Ваш Дом на Краю Земли!» Это было задолго до туристического бума в Мурманскую область, и тогда никому не было дела до всяких слоганов и туристических брендов, а фраза «на Краю Земли» напрочь отсутствовала в мурманском бизнес-лексиконе. Но мы уже тогда верили, что наш мурманский край на Краю Земли обязательно станет когда-то туристической Меккой. Что и произошло в последние 7-8 лет, и о чём я недавно писал в своей колонке «Волны мурманского туризма».
Ну а мы в далёком 2005 году, наученные горьким, но полезным опытом, через Торгово-Промышленную Палату запустили процедуру регистрации патента на наш новый слоган «Ваш Дом на Краю Земли!» и благополучно зарегистрировали его в Роспатенте в 2007 году на 10 лет.
В 2017 мы, имея приоритет, успешно продлили его. И теперь отель «Park Inn by Radisson Полярные Зори» может законно использовать этот слоган до 2027 года, после чего будет иметь приоритетное право на продление. И теперь мы сами, при необходимости, можем судиться с теми, кто попытается использовать этот бренд.
Мораль всех этих историй такова - мало что-то придумать. В нашем суровом мире очень важно ещё и юридически всё своевременно и правильно зафиксировать. Поэтому советую всем бизнесменам и творческим людям беречь и защищать свою интеллектуальную собственность.
Написал и подумал, а может мне сменить профессию и податься в патентные поверенные? Работы будет невпроворот.
Фото: Nord-News