Арктика в настоящее время стала регионом планеты, притягивающим всеобщее внимание. Связано это с тем, что именно эта территория осталась последней неосвоенной базой энергетических ресурсов. Сегодня о законодательном аспекте грядущего освоения Арктики редакция «Nord-news» беседует с депутатом Мурманской областной думы Игорем Чернышенко.
- Игорь Константинович, недавно вы участвовали в работе представительного международного форума по Арктике в Финляндии. Расскажите о нём подробнее.
- Да, 4-5 июня в финском Оулу состоялся второй семинар на уровне экспертов российско-финляндского Арктического партнёрства, во время которого обсуждались в основном два вопроса. Первая тема - логистика в Арктике, то есть использование северных морей для развития транспортных и других магистралей. Вторая - межпарламентское и межрегиональное сотрудничество.
Уровень мероприятия был очень высокий. Вели его два посла по Арктике - есть такая специальная должность - соответственно с российской (Антон Всеволодович Васильев) и финской. Всего участвовало около 100 человек - политики, бизнесмены, эксперты, руководители регионов, муниципальных образований России и Финляндии. От России присутствовали не только представители Мурманской области и Карелии, но и Якутии, Ненецкого АО.
С основным сообщением выступил министр иностранных дел Финляндии Ярки Туомми, который сказал, что необходимо приступать к активному арктическому сотрудничеству, и Финляндия с большим желанием готова к этому. Министр также высказал ряд интересных предложений в этом плане.
Лично для меня семинар был важен потому, что я в составе Государственной Думы много лет работал в составе парламентского комитета стран Арктики. При этом мне достаточно долго пришлось заниматься вопросами развития Севморпути, особенно в привязке к развитию базы наших атомных ледоколов. Как известно, наш атомный ледокольный флот постепенно устаревает, многие ледоколы сегодня списываются, и мы в Госдуме в последние годы активно занимались тем, чтобы был разработан и принят проект программы строительства новых ледоколов.
Вы знаете, сегодня эта тема уже в работе: принято решение о строительстве трёх ледоколов нового поколения, и на семинаре об этом, в частности, говорил первый заместитель генерального директора «Атомфлота» Мустафа Кашка.
Я выступал с докладом о межпарламентском сотрудничестве, в котором отметил необходимость более интенсивного развития этих связей на уровне региональных парламентов - финской Лапландии и Мурманской области, как это делается сейчас с нашими соседями по северной Норвегии.
Также на семинаре выступил министр регионального правительства Юрий Чуйков, рассказавший о логистике, строительстве дорог, авиасообщении в Арктике.
На мой взгляд, семинар прошёл очень интересно, и он послужит продвижению наших стран в отстаивании наших общих интересов в Арктике.
- В предпринимательской среде Мурманской области, да и по всей России в целом не утихает дискуссия, связанная с так называемыми «северными льготами», обеспечивая которые наш региональный бизнес оказывается неконкурентоспособным. Есть какие-то законодательные изменения в этом плане?
- Если говорить о проблемах законодательного обеспечения развития Севера России, то существует ряд законов, постановлений правительства, регулирующих эту сферу. Прежде всего - это наша «северная Конституция» - закон о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. По этому федеральному закону начисляются и выплачиваются коэффициенты, полярные надбавки, оплачивается проезд в отпуск и предусматривается ещё целый ряд стимулирующих мер для северян.
В то же время, этот закон был разработан в основном во времена СССР, но сейчас, когда Россия всё больше устремляется в Арктику в силу ряда причин - новые ресурсы на континентальных шельфах, и биоресурсы, и развитие транспортной магистрали, - назрела необходимость разработки нового закона, регулирующего российское присутствие в Арктике.
В 2008 году президент Дмитрий Медведев подписал основной документ, который регулирует российскую политику в этом секторе - Национальную доктрину по Арктике, в рамках которой было предложено разработать новый закон об арктической зоне Российской Федерации.
Следует понимать, что арктической зоной считается та часть России, которая примыкает к северным морям - от Мурманской области до Чукотки. Это семь регионов России.
Мурманская область имеет все шансы полностью войти в закон об арктической зоне России, который должен прежде всего прописать границы арктической зоны. В настоящее время южной границы нет, и первая задача нового закона - чётко её обозначить.
Вторая задача - туда должны быть введены более мощные стимулирующие меры поддержки арктических территорий в части экономики, социальных, культурных проблем, поддержки коренных малочисленных народов и так далее. Это позволит в определённой мере уйти от той критики, которую высказывают сейчас многие мурманские представители предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Действующий закон в части предоставления северных льгот утяжеляет себестоимость продукции, делая её неконкурентоспособной, и поэтому издержки у наших бизнесменов становятся очень большими.
Если этот закон удастся разработать, а главным его разработчиком является Минрегион РФ и профильный комитет Госдумы по вопросам региональной политики, если мы сможем свои предложения пролоббировать в этот закон (в частности, разработкой этих предложений занимается Кольский научный центр. - Ред.), мне думается, мы сможем оказать реальное содействие арктическим территориям России. После этого жизнь здесь будет более урегулированной с точки зрения затрат и баланса интересов. Хотя здесь надо понимать, что этот закон об арктической зоне может вычленить ряд территорий из действующего закона о Крайнем Севере, переведя их в более высокую степень обеспечения.
Это основная законодательная перспектива развития Севера. Принятие нового закона сделает более доступными механизмы привлечения инвестиций не только в шельфовые проекты, которые и так привлекательны с учётом мировой ситуации на нефтегазовых рынках, но и в другие отрасли экономики, сегодня не выдерживающие конкуренцию с центральными и южными и районами России.
Данный закон об арктической зоне в течении 2012 года должен быть разработан, а в 2013 году внесён в Госдуму и принят.
Существует проект программы «Арктика России», в которую уже заведены конкретные нормы на основе имеющейся правовой базы , поддерживающие развитие Арктики - экономической, социальной, муниципальной и других сфер жизнедеятельности. Это серьёзный большой труд, требующий огромного количества согласований, и за короткое время сделать всё это невозможно. Я надеюсь, что в 2013 году закон об арктической зоне будет разработан и принят.
- Вы только что сказали о необходимости лоббирования интересов Мурманской области при разработке закона об арктической зоне. Для этого необходимы прежде всего лоббисты. Нынешний депутат Госдумы от Мурманской области Валерий Язев позиционирует себя как сильного лоббиста. Однако мне приходилось слышать в предпринимательских кругах Мурманска сомнения в его возможностях. Как вы лично, Игорь Константинович, оцениваете Валерия Язева как лоббиста?
- Хороший вопрос. Когда мы работали вместе в Госдуме, то не очень часто встречались, поскольку трудились в разных комитетах. Мне приходилось больше работать в сфере северного законодательства. У меня есть удовлетворение от того, что в то время нам удалось всё-таки увеличить северные пенсии до полутора прожиточных минимумов, и это позволяет нашим пенсионерам при выезде на юг чувствовать себя там более-менее обеспеченно.
Потом, по целому ряду направлений, когда Валерий Язев вошёл в шельфовую тематику, то мы стали работать вместе чаще.
В принципе, Валерий Афонасьевич действительно является одним из сильнейших лоббистом в своих направлениях деятельности - «Газпром», вообще газовое сообщество. Вы знаете, что он является председателем Газового общества России, очень близким к правительству человеком, который даёт экспертные оценки, предложения, заключения по своим направлениям работы. У него много контактов с руководителями страны по разным направлениям, и в этом, как мне представляется, для Мурманской области есть большой плюс.
В то же время даже и такой сильный лоббист как Язев, как показал опыт принятия законов, связанных с рыбодобывающей сферой, иногда не может обойти все бюрократические препоны там, где он не является безусловным докой.
Во всех вопросах экономики, формирования бюджета Валерий Язев является сильным лоббистом, и у Мурманской области есть определённые перспективы в этом плане в Государственной Думе.
- Игорь Константинович, вы в определённом смысле являетесь ветераном депутатского корпуса. Можете дать свои оценки работе прежнего и нынешнего состава региональной думы?
- Да, конечно, мне есть что сравнить. Первый раз я стал депутатом, когда российский парламентаризм только вставал на ноги - в начале девяностых годов.
Потом я ушёл на работу заместителем губернатора, и через пять лет меня избрали депутатом Государственной Думы, а в конце прошлого года я вернулся в состав регионального парламента.
Надо понимать, что за это время очень сильно поменялась законодательная база, которая регулирует деятельность областных парламентов. В частности, был принят новый закон, согласно которому половина депутатов избирается по партийным спискам, а раньше все депутаты были независимыми и выдвигались самостоятельно. Также много полномочий, бывших ранее в федеральном ведении, сейчас переданы в субъекты федерации.
Да и вся страна в целом очень сильно поменялась. В начале девяностых было ещё много сложных процессов, связанных с распадом Советского Союза, с формированием экономической, политической, социальной систем. Сейчас - относительная стабильность, хотя также идут новые процессы - то же возвращение к прямым выборам губернаторов, закон об этом мы сейчас обсуждаем.
Мне кажется, что и тогда в областной думе работали, и сегодня работают профессиональные, грамотные депутаты. Ведь и в новом составе сейчас работают часть депутатов из первого созыва - Крупадёров, Ахрамейко, Сажинов, Калайда, и я тоже.
Если сравнивать с Государственной Думой, то здесь, конечно, немного разные векторы работы. Не в плане «больше-меньше», но всё-таки в Госдуме - 30 комитетов, охватывающих все вопросы функционирования российского государства, прописанные Конституцией страны. В областном парламенте объекта принятия государственных решений всё-таки меньше, и это серьёзная специфика, которую я ощущаю.
Кроме того, интенсивность работы в Госдуме выше. У нас в неделю проводилось 5-7 обязательных мероприятий, в которых депутат должен был участвовать: 2-3 заседания парламента; 1-2 заседания фракции; 1-2 заседания комитета и совет Госдумы. В областной думе алгоритм работы менее напряжённый. Если в Госдуме в год иногда принималось до 800 законов, то в областном парламенте такого быть не может в связи с другими полномочиями.
Однако там и тут работать интересно, поскольку если в Госдуме больше работаешь с заинтересованными организациями федерального уровня, то здесь - с людьми, с муниципалитетами. Работать интересно, и можно реально пытаться влиять на ситуацию в регионе. Тем более с учётом того, что пришёл новый губернатор, и мы уходим от тех сложных процессов, которые присутствовали в нашей жизни раньше: прежние руководители не совсем чётко понимали свою задачу перед населением региона, а больше смотрели в сторону центра, решая задачи не совсем правильными, на мой взгляд, методами.
- Приход нового губернатора повлиял на стиль работы областного парламента?
- Конечно, областная дума является достаточно самостоятельным организмом - у нас есть представители четырёх партий и один независимый депутат. Мне представляется, что в определённой мере ситуация меняется в лучшую сторону. Во-первых, это процесс характерный для всей страны - и в Госдуме считается, что необходимо решать вопросы путём межфракционных соглашений, а не механизмом простого большинства. Да, и позитивные изменения в работе областного парламента есть. Хотя мы порой в чём-то соглашаемся с оппозицией, в чём-то - нет. Работать можно, и так, в принципе работают все парламенты мира.