Первое заседание экспертного совета системы общественного контроля в сфере ЖКХ Общественной палаты Мурманской области состоялось, как ИА «Nord-news» уже сообщало 28 августа.
Этот орган на уровне субъекта Федерации был сформирован в соответствии с указом президента РФ от 07.05.2012 № 600 об обязательности общественного контроля за нововведениями в сфере ЖКХ в интересах населения, дабы его кошельки не сильно пострадали.
Как известно, с 1 сентября текущего года повсеместно в России грядёт вторая волна повышения - мы переходим на новые нормативы потребления коммунальных услуг. Речь идёт об электроэнергии, поставке тепла, холодном и горячем водоснабжении, водоотведении, с учётом общедомовых нужд. Минэнерго и ЖКХ Мурманской области разработало, а региональное правительство подписало соответствующее постановление 1 сентября. Но вступит в силу данный документ только с 1 января 2013 года.
4 октября член Общественной палаты Мурманской области, председатель экспертного совета и региональный координатор общероссийской системы общественного контроля в сфере ЖКХ Юрий Дунин выступит на заседании палаты по вышеуказанному вопросу. Мы встретились с Юрием Григорьевичем в преддверии этого события и попросили разъяснить детали, которые, как видится, будут небезынтересны северянам.
- Что экспертный совет намерен представить на заседание региональной Общественной палаты?
- Мы сделали глубокий анализ нормативов на жилищно-коммунальные услуги, которые предложило областное Министерство энергетики и ЖКХ на утверждение губернатору, причём ещё до официального издания этого документа. Постарались сопоставить величины прежних и новых нормативов. К примеру, старый норматив на воду был представлен в двух составляющих - того объёма, что выливается из крана в квартире, и доли воды, расходуемой на содержание общего имущества - в расчёте на одного человека. Новые правила тоже разделили эти нормативы, первая составляющая при этом делается тоже в расчёте на одного человека. А второй норматив - на долю общедомового имущества, приходящуюся на одну квартиру в зависимости от её метража.
Мы взяли 3 дома в Мурманске с одинаковой площадью квартир - 97,1 квадратных метра, но во всех домах общедомовая доля, приходящаяся на квартиру, - получилась разная. По новым нормативам обещедомовая доля рассчитывается не с количества проживающих в доме, а с метража жилья. И такая получилась закономерность: чем больше площадь общего имущества, указанного в паспорте дома, тем больше доля платы приходится на квартиру. Эксперты брали только те величины, которыми оперировали в региональном Минэнерго. При этом рост норматива получается не 5% в общем, как уверяют в в Минэнерго, а плюс ещё на 17,5% , 21,3% и 66,9% в указанных трех квартирах одинаковой площади с учётом общедомовой доли.
- При расходах воды на общедомовые нужды, куда она используется?
- На мытье уборщицей лестничных клеток, подвалов, плюс технологические затраты воды при ежегодной промывке системы отопления, когда вода прогоняется через стояки, идет расход воды. Учитываются также нормативные утечки. Это основное, так было и в старых нормативах.
- Почему такая разница в общедомовых нормативах, если квартиры и дома - практически одинаковые?
- Из-за большей разницы площадей общедомового имущества. Может быть, где-то есть дополнительно цокольный этаж, в более новых домах - мусорные камеры на каждом этаже. Норматив на общедомовые нужды колеблется, и соответственно идет рост оплаты за ЖКУ. Минэнерго объясняет повышение норматива в квартире на величину не более чем 5%, а норматив на общее имущество, мол, заложен федеральным центром. Когда я выступал на заседании рабочей группы в министерстве энергетики, то предупреждал: тройное повышение оплаты за ЖКУ за полугодие - с июля, сентября и января - приведет к нежелательным социальным последствиям. Предлагал оставить величину старых нормативов с пересчётом их по новой методике или применить аналоговый метод установления нормативов, так как в области более 45 процентов домов имеют общедомовые приборы учёта.
- Разве нормативы не спущены сверху, а на местах их только адаптируют к особенностям региона?
- Нет, федеральный центр даёт общую методику, по которой региональное Минэнерго делало свои расчёты. И в старой, и в новой методике, кроме упомянутого мной аналогового метода установления норматива, существует расчётный метод, который Минэнерго взяло за основу. Данный метод основан на количестве процедур помывок, походов в туалет, мытью рук и т.д. Уполномоченный орган - «Мурманскводоканал» говорит, что сделал опрос 1 тысячи собственников квартир в областном центре. Ответы легли в основу расчётных нормативов, в итоге - увеличен норматив в квартире и на него накладывается ещё общедомовая доля.
- На одном из недавних совещаний с представителями муниципалитетов первый заместитель министра энергетики области Владимир Софьин объяснял, что все новшества в ЖКХ сброшены сверху. Разве можно при таком раскладе сгладить социальные последствия, о возможном появлении которых вы предупреждаете?
- На заседании рабочей группы было прямо сказано: надо увеличивать норматив. Значит, «количество помывок» в анкетировании можно сделать больше или меньше.
- Какова цель увеличения норматива?
- Благая - побудить людей ставить приборы учёта.
- Да, Софьин об этом тоже говорил: мол, поставите приборы учёта и будете точно знать свои расходы. И тогда должны подумать и о том, как уменьшить потери.
- То, о чем вы говорите, даже не иллюзии, а подыгрывание монополистам. Это признается и на уровне России. Вопрос повышения нормативов и введения социальных норм потребления ЖКУ рассматривался в Министерстве регионального развития РФ. И представитель уважаемого научного учреждения говорил, что нормативы потребления ресурсники сейчас будут стараться поднимать, а социальные нормы снижать. И российское правительство их поддержит. Об этом говорилось открытым текстом. Если будет рост норматива, то собственник побежит ставить счётчик в свою квартиру. В тоже время, установка общедомового прибора учёта - это более сложный процесс, нужно будет собрать людей, чтобы сообща договориться и скооперироваться. В противном случае ставить общедомовой счётчик будут обязаны ресурсники.
- Но суммы штрафов там предполагаются «смешные». Проще заплатить 50-100 тысяч рублей штрафа, чем заморачиваться со счётчиками.
- Вопрос в другом: нормативы, которые установлены Минэнерго, водоснабжающим организациям выгодны и они сделают все, чтобы общедомовых счетчиков не было как можно дольше. Причин возврата в норматив тоже много: срок поверки прошел, прибор сломался. Аналогичная проблема с индивидуальными счетчиками. Ещё в 2009 году мы писали письмо в региональное Минэнерго: есть инструкции по установки приборов учёта, на которые монопольно ставит пломбы водоканал, и сделать это он обязан в течение 3-х дней. Но - нет, люди сейчас ждут очереди на опломбирование по 3-4 месяца, а предприятие никакого наказания за это не несет. Пусть тогда управляющие компании ставят эти пломбы, ничего мудреного здесь нет.
- У вас нет предубеждения против работы монополий? Может, они просто не справляются с огромным массивом работы?
- Если не хватает сил, пусть передадут функции другим. Я три года назад предлагал «Мурманскводоканалу» поделиться этой функцией с государственной организацией - Центром стандартизации, метрологии и сертификации. Водоканал не согласился.
- Может, этого нельзя сделать по действующему законодательству?
- Ничего подобного. Такое происходит только в сфере деятельности «Мурманскводоканала», который обслуживает Мурманск, Колу, Мурмаши и Кильдинстрой. В остальных муниципальных образованиях региона таких проблем нет. В Ревде, например, где работает приватизированный водоканал - частное предприятие, 100% населения поставили приборы учёта в квартиры и дома. И на заседании экспертного совета мы услышали, что после установки приборов учета в домах расход воды сократился на 40%.
- По поводу разной общедомовой собственности в Мурманске вопрос: в некоторых жилых домах, в подвалах и на первых этажах, работают сауны, магазины и т.д. Кто за неё платит?
- Собственник. Эта площадь выведена из состава общего имущества. Доля общедомового имущества в данном случае для населения уменьшилась, и платят жители таких домов меньше.
- А какие выводы у экспертов по нормативам за тепло?
- Наш анализ показал, что ресурсники пострадают, т.к. новые нормативы по большей части домов ниже ранее действующих. В то же время, по некоторым группам домов пострадает и население. Например, мы все знаем, что сталинские дома имеют толстые стены и требуется меньшее количество тепла для комфортного проживания. В тоже время, новый норматив на 5-этажный панельный дом ниже, чем в сталинском кирпичном доме. В результате живущие в «сталинках» будут платить больше, чем в панельном.
- Почему?
- Вот и мы, эксперты, говорим, что сделано отступление от правил и использована таблица, которая должна применяться только в случае отсутствия проектов и паспортов на дома. Наша область относительно молодая и на многие дома имеются проекты, а тем более паспорта. Мы сделали короткое заключение: данные нормативы вызовут общественное недовольство в связи с очередным, третьим за последнее полугодие, повышением оплаты за ЖКУ. Я буду докладывать это заключение экспертного совета перед Общественной палатой региона в четверг и зачитывать соответствующее обращение к губернатору.
- В стране сейчас плодятся, как никогда, общественные органы: Общественная палата, Открытое правительство, Общественное телевидение. Насколько действенно их влияние на официальные органы власти?
- Раньше я в них не верил, а сейчас есть надежда. Восприятие общественной экспертизы - если брать для её заключения людей со стороны, будет субъективное. Экспертизу должны делать профессионалы. В данном случае заключение об экспертизе будет сделано от Общественной палаты области. И в то же время - это профессиональное заключение, ведь в составе экспертного совета - профильные специалисты с многолетним опытом.
- Новые нормативы уже утверждены в сентябре. Можно ли расчеты подкорректировать к 1 января 2013 года?
- Задача всех экспертных советов России - до 1 января будущего года внести коррективы в федеральную методику. Наше экспертное заключение мы направляем к губернатору и предлагаем сделать перерасчёты нормативов.
- В каждом регионе будут, скорее всего, свои нюансы. А как это всё выровнять?
- По большому счёту, нормативы по холодной воде нужно делать единые по России. Мы пользуемся водой с такой же частотой и в объёмах, как и во Владивостоке, Москве и т.д.. Когда в своё время я был председателем комитета по ЖКХ в Мурманской области, у нас был единый норматив потребления по всему региону. Как специалист, я знаю, что это абстрактная величина, и всегда говорю, что мы никогда не приведём норматив к фактической величине тепла в доме. Этого никогда быть не может, потому что количество тепла в доме зависит от температуры на улице. Раньше был перерасчёт по теплу: по факту - и плата. Считали плюс-минус, лишние деньги возвращали населению. Но норматив должен быть приближен к факту потребления. Мы своей экспертизой показали, что нормативы нынешнего Минэнерго абсолютно к нему не приближены. В методике норматив должен зависеть от объёма здания, а чиновники его привязали к этажности. Мы показываем, что объём «сталинки» с высокими потолками - гораздо выше, чем в 9-этажных секциях. Но нормативы почему-то берутся в зависимости от этажности. Это отступление от 4-го пункта методики, отопление зависит от того, что отапливается. Вот такая разница и получилась в нормативах. Получается, что сегодня выгоднее жить в элитном доме, где норматив ниже в 4,5 раза, чем в старых двухэтажках
- Когда планируется провести заседание российской Общественной палаты по этому вопросу?
- Точно ещё неизвестно. Мы послали в Москву аналитику по изменениям платы за ЖКУ до 1 июля и после этой даты. Сейчас будем собирать данные за сентябрь по октябрьским квитанциям. Изменения в оплате будут не только за счёт роста тарифов за «коммуналку», платежи поднимают и управляющие компании. Незакончен вопрос по вывозу ТБО, для его решения нужен глубокий анализ.
- Зачем потребовалось экстренно принимать новые нормативы в Мурманской области едва ли не в «черновике», если можно были «вычистить» ошибки и внести изменения до 1 января 2013 года?
- В Министерстве энергетики предполагают, что все сделано правильно.
- Если Общественная палата РФ признает предложения региональных экспертных советов адекватными, то сможет повлиять на изменение федеральной методики?
- Палата - рекомендательный орган. А рекомендации правительство может принять или не принять.
- Зачем тогда было вообще создавать экспертные советы? Тем более, что это инициатива самого президента.
- Думаю, что нашими рекомендациями воспользуются. Это все сделано неспроста. Работают профессионалы, и дел - очень много. Надо привлекать больше специалистов. Минэнерго будет защищать «мундир». Я предлагал его главе Геннадию Микичуре: давайте приведём действующие ранее нормативы под новую методику. В Мурманске и 13-ти других муниципальных образованиях действовал один норматив на воду, и за услугу платили все, а потом получали перерасчёт. Да, нужно быть законопослушными, но должен быть и здравый смысл. Федеральную методику можно применять, когда нет ни паспорта, ни проекта дома. У нас же 100% домов имеют паспорта, и везде есть проекты. Организация «Мурманскгражданпроект» никуда не исчезла. Как можно в кирпичном доме делать норматив выше, чем в панельном? Или другой пример: в Заполярном, самой «тёплой» точке Кольского полуострова, приняли для расчётов температуру - минус 17 градусов, когда дома проектировались под минус 30? Говорят, что за основу взяли СНиПы. По СНиПу за ближайшую точку отсчёта взяли Вайда-губу. Но между Вайдо-губой и Заполярным большие отличия. Неслучайно энергетики подают тепло из расчёта минус 30 градусов, как заложено в проектах строительства домов.
- Вы - специалист, ответьте: нельзя в регионе провести оптимизацию котельных, чтобы ответить на вопрос: на каком теплоносителе и где выгоднее работать? Ведь известно, что большая часть в квитанциях за ЖКУ отводится оплате за тепло.
- Это ёмкий вопрос, подразумевающий пространный ответ. Если коротко, то нужна комплексная программа развития энергетики нашего края, с учётом многих составляющих. В 1993 году в Мурманской области была создана и начала работать первая долгосрочная программа по энергосбережению и энергоэффективности. Мы её разработали вместе с тогдашним главой региона Юрием Евдокимовым. Я был сторонник норвежского пути развития энергетики, где ставка делалась на развитие гидростанций и строительство электрокотельных. Но рынок энергетики непредсказуем. Сейчас много говорится о газификации области. Но откуда мы знаем, сколько будет стоить газ в перспективе? Политики цен в стране нет. Аппетиты газовиков известны: с 1 июля они подняли цены на «народное достояние» на 15%, и где гарантия, что через 5 лет они не поднимут цену уже на 35%? Вдруг цена на голубое топливо станет выше, чем на электричество? Нужен экономический прогноз. Проблем много, и одна из главных - в отсутствии профессиональных кадров. Долгосрочные программные документы должны составлять специалисты, а не профессиональные дилетанты. И совсем необязательно, что такие программы должны быть объёмными. У нас же оценивают программы по толщине сшитых в ней бумажных листов - глупость же несусветная.