17.01.13
 

Главная проблема ЖКХ Мурманской области - отсутствие профессионального подхода к решению проблем

Главная проблема ЖКХ Мурманской области - отсутствие профессионального подхода к решению проблем

Россияне считают наиболее важной для страны ситуацию в сферах ЖКХ и ЖКУ, свидетельствует опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения. Самой острой проблемой для России по итогам декабря прошлого года её считали 58% из 1600 участников опроса, живущих в 138 населенных пунктах в 46 регионах РФ.
Проблема ЖКХ лидирует в рейтинге на протяжении последнего полугода, причём ситуация усугубилась с наступлением зимы - показатель вырос с 55% до 58%.
Данная проблема характерна также и для нашего региона. По просьбе ИА «Nord-news» ситуацию комментирует член Общественной палаты Мурманской области, председатель экспертного совета и региональный координатор общероссийской системы общественного контроля в сфере ЖКХ Юрий Дунин.

- Юрий Григорьевич, как профессионал, поясните мне, какова была изначально цель реформирования отечественного ЖКХ?
- Реформа стартовала, можно сказать, с принятия в 1991 году закона о приватизации жилья. Вторым её этапом является принятие в 1993 году решения о постепенном переходе к 100-процентной оплате услуг ЖКХ. Впоследствии президентом Ельциным была подписана развёрнутая программа реформирования.
Основная задача реформы - создать комфортные условия проживания в многоквартирных домах с одновременной посильной оплатой комплекса услуг ЖКХ собственниками жилья.
На начальном этапе состояние российского ЖКХ было гораздо хуже, чем сегодня. Я считаю, что реформа в целом прошла безболезненно для населения, но наступившие последствия при переходе на 100 процентов оплаты уже сказываются. Государство не выполнило основную, очень важную задачу, обозначенную в законе, - то, что приватизации подлежат жилые помещения после выполнения капитального ремонта. На сегодня это самый острый вопрос.
Само понятие капитального ремонта для каждого дома различается. Одно дело - приватизация квартиры в доме, построенном в 90-х годах, другое - в доме, например, послевоенной постройки или периода 60-х годов.
К сожалению, цель реформы пока не достигнута. Ожидания повышения качества услуг вкупе с доступной платой за них оказались напрасными. Сегодня население чётко понимает, что тарифы на услуги ЖКХ растут. В прошлом году, например, тарифы повышались два раза, а если учесть предстоящее повышение платы за ЖКУ в январе текущего года из-за роста нормативов, то за полгода получается трёхкратное повышение. Поэтому у населения есть крайне негативное отношение к реформе ЖКХ.

- С 1 января 2013 года нас ожидает очередное увеличение платы за услуги ЖКХ, одним из факторов которого является введение новых нормативов на общедомовое потребление.
- Да, постановление о новых нормативах на отопление, электроснабжение и водоснабжение вступило в силу с 1 января 2013 года. Сегодня все в ожидании.
Экспертный совет при региональной Общественной палате большинством голосов дал заключение о необоснованности введения новых нормативов. Это заключение поддержал думский комитет по энергетике и ЖКХ, и на заседании Мурманской областной думы это было поддержано всеми фракциями. В итоге было принято обращение к губернатору Мурманской области о переносе сроков введения новых нормативов на 1 июля 2013 года. Ответа пока нет.
Мы чётко показали социальные последствия нововведений для региона. Во-первых, люди, проживающие в 1-3-х этажных домах, будут платить почти в 2 раза больше за отопление, чем они платили в прошлом году.
Во-вторых, мы убедили депутатов в том, что нормативы неправильно сформированы. Например, люди, проживающие в кирпичных домах, зачастую открывают форточки, чтобы избавиться от избыточного тепла в квартирах. В панельных домах и так называемых «хрущёвках» картина противоположная. Тем не менее, нормативы сделаны так, что люди, проживающие в кирпичных домах, будут платить больше, чем жители панельных домов. Это противоречит законам физики и градостроительства.
В-третьих, при разработке нормативов на воду на общедомовое потребление, региональное министерство, естественно, приняло формулу федерального министерства. Однако эта формула имеет особенность: если вы заложили в неё заведомо повышенные нормативы по отбору воды из кранов, то как следствие нормативы на общедомовые нужды поднимутся в ряде случаев в 200 раз. Однако есть другой вариант. Например, применяемые в прошлом году нормативы были близки к реальным, и мы предлагали сохранить их, предоставив в областное правительство соответствующий расчёт.
Кроме того, в региональном министерстве не учли того, что в соответствии с вышедшим в ноябре прошлого года постановлением правительства РФ необходимо также вводить новый норматив на горячую воду. Вследствие этого рост платы будет двойным.

- Как вы полагаете, на сколько в целом может возрасти плата за коммунальные услуги в этом году?
- Только плата за воду возрастёт, по расчётам Экспертного совета, от 30 до 70 процентов. С учётом отопления рост предстоит как минимум на 50 процентов.
Естественно, социальные волнения в данном случае неизбежны.
Да, как уверяют чиновники областного министерства, есть отдельные дома, где оплата снизится. Это возможно для домов, построенных в последние десять лет. Нормативы потребления для них установлены мизерными, и, конечно, в данном случае оплата будет снижаться.

- Юрий Григорьевич, рост тарифов и введение новых нормативов - это одна сторона медали. Вторая - меры, которые в состоянии принять власти Мурманской области для снижения издержек ЖКХ. Взять хотя бы пресловутую тему ухода от мазутозависимости.
- Установление тарифов на услуги ЖКХ являются прерогативой правительства РФ. Сейчас, к сожалению, тарифы на коммунальные услуги не являются рыночным понятием. Практически все составляющие - электричество, мазут, вода - находятся в рынке, а тарифы - нет. Правительство декларирует свою позицию как проявление социальной заботы. Мол, есть установка - повысить тарифы не более 15 процентов. Очередной рост предстоит 1 июля.
Этот рост тарифов, на мой взгляд не подлежит никакому экономическому обоснованию.
Есть ли вообще выход из этого тупика? Да, конечно. Поскольку на местном уровне возможности влияния на рост тарифов практически отсутствуют, то остаётся предпринимать усилия по снижению затрат на производство, например, тепла для жилых домов.
Мы ещё в 90-е годы прошлого века отрабатывали элементы, направленные на снижение затрат как на производство тепловой энергии, так и на потребление тепла в жилых домах. У нас была программа, учитывающая цепочку «источник - сети - потребитель». И результаты по области уже есть. Это Мурмаши, Видяево, Островной и т.д., где проведённые по нашей программе мероприятия позволили при росте тарифов добиться снижения уровня потребления тепловой энергии.
Сюда же можно отнести и дозагрузку Мурманского мусоросжигательного завода, вырабатывающего дешёвую тепловую энергию, и строительство регионального НПЗ, и ряд других мероприятий.
Результаты есть, но необходим совершенно другой масштаб. Раньше не было никакой финансовой поддержки федерального правительства, сейчас же деньги на это выделяются, и немалые, но есть одно существенное препятствие. Это большой бич нашего жилищно-коммунального хозяйства - отсутствие профессионального подхода к возникающим проблемам.

- Поясните это подробнее.
- На примере той же тепловой энергии профессиональный подход к комплексному решению вопроса «от форсунки на котле до радиаторной батареи в квартире» в правительстве Мурманской области отсутствует. Об этом говорят факты.
В последнее время много раз и на многих уровнях уже звучало, что в Мурманске около тысячи установленных приборов учёта тепла элементарно не работают. Но надо же смотреть, как они смонтированы. Если мы в 1998 году установили первый в области счётчик в мурманском доме по адресу Кольский, 171, то сразу решали вопрос разделения потоков на отопление и горячую воду. Сейчас главная беда управляющих компаний в тех домах, где установлены счётчики, - каким образом разделить показания, поскольку они показывают суммарный итог по отоплению и горячей воде. Это и является отсутствием профессионального подхода.
Управляющие компании в этом смысле какая-то чёрная дыра. Сегодня им рынок позволяет, при выделяемых деньгах можно найти и установить современное оборудование, однако отсутствие профессионалов сводит на нет эти несомненные возможности.

- Ваши слова об отсутствии профессионального подхода относятся и к региональному Министерству энергетики и ЖКХ?
- Я думаю, что это является их болезнью.
У нас сейчас много людей, владеющих речью, умеющих себя подать перед объективами телекамер, но показывающими свою полную несостоятельность при попытке сколь-нибудь серьёзного разговора. Возьмите хотя бы постоянную смену кадров в региональном Агентстве энергетической эффективности.
Вообще я не вижу в их действиях практической направленности. Губернатор заявляет президенту о мазутозависимости региона, о необходимости ухода от этой зависимости, сгорает мазутная котельная - и принимается решение о строительстве вновь мазутной котельной.

- Что делать в такой ситуации обывателю? Можно ли как-то противостоять этой гонке жилищно-коммунальных цен?
- Вся логика развития реформы - в том числе и решение о частичном финансировании капитального ремонта, - на мой взгляд, сейчас направлена на то, чтобы подтолкнуть людей к созданию ТСЖ. Конечно, я понимаю, что эти слова звучали уже многократно, но иного пути, чем повышение сознания собственников жилья, направленного на их самоорганизацию для защиты собственных интересов, в настоящих условиях нет. Долгие годы советской власти, к сожалению, приучили нас к уверенности в то, что наши проблемы должен решать кто-то другой, какой-то начальник. Эту психологию придётся менять.

- Допустим, я вам верю. Но эта ваша убеждённость относится к относительно новым домам. А что остаётся делать людям, живущим в старых домах?
- Конечно, там вряд ли найдутся охотники организовывать ТСЖ. Операторами в данном случае останутся управляющие компании.
Хотя я, как ни странно это может показаться на первый взгляд, не считаю управляющие компании таким уж плохим явлением. У меня складывается ощущение, что их сейчас сознательно избрали на роль своеобразного козла отпущения. Ведь должен же в обществе присутствовать образ врага, на которого удобно переложить объективные проблемы?
Взять хотя бы недавнюю аварию в Тыве, где управляющую компанию сделали виновницей произошедшего. Однако прорыв произошёл на сетях, а это в зону ответственности УК не входит.
Сейчас многие управляющие компании, которые хотят честно работать, при существующих тарифах на техническое обслуживание домов вынуждены «отщипывать» деньги у ресурсников, чтобы хоть как-то латать многочисленные прорехи жилых домов - те же текущие крыши, например. Денег на всё элементарно не хватает.
И происходит это опять же из-за того, что экономика дома выведена из рынка, о чём я уже говорил.

- Кстати, об управляющих компаниях. Недавно сити-менеджер Андрей Сысоев, комментируя ситуацию с уборкой снега в Мурманске, сказал буквально следующее: «К сожалению, управляющие компании до сих пор не поняли, что уборка дворовых территорий - их прямая ответственность, обязанность, долг». Юрий Григорьевич, как освободить областной центр из снежного плена?
- Четыре года назад в городской администрации Мурманска прошло совещание, во время которого я сказал, что в первую очередь нужно сделать межевание придомовых территорий. Но делать это нужно так, чтобы к дому ТСЖ не попала дорога общего назначения. Я глубоко убеждён в том, что межевание и схема очистки дорог - это задача исключительно муниципалитетов. Но делать эта необходимо так, чтобы не пострадало население и не появились бы через несколько лет бесхозяйные участки земли, как это произошло с инженерными сетями. Три года назад в Мурманске при межевании земельных участков отдельных многоквартирных домов дороги и проезды общего назначения зачастую приписывали к территории домов без согласования с собственниками. В конечном итоге получается, что за очистку дорог общего назначения должны платить жильцы.
Надо понимать, что, до проведения межевания земельных участков многоквартирных домов, придомовая территория дома является муниципальной собственностью, а значит ответственность за её состояние лежит на муниципалитете.

- Получается, как в известной поговорке: «Никто не бывал, а у девки дитя...» Столько участников на рынке ЖКХ, а никто не виноват, что цены постоянно растут? Куда податься потребителю?
- Конечно, контроль нужен. В последнее время власти склоняются к тому, чтобы переложить функции контроля на общественные организации, активнее подключать правоохранительные органы.
Но, на мой взгляд, необходим государственный контроль за расходованием денег, выделенных на ЖКХ. Нужен какой-то профессиональный орган, который целенаправленно занимался бы этим контролем.

- Но ведь у нас есть Государственная жилищная инспекция (ГЖИ), которая вроде бы обязана это делать?
- С одной стороны, у них сейчас расширили штаты, но, с другой стороны, мы опять возвращаемся к разговору о профессионализме. Кто туда идёт на работу, кто вообще работает?
Всё же иного пути, кроме как создание ТСЖ, я не вижу.

- Хотелось бы закончить чем-нибудь позитивным. Как вы думаете, у жителей Мурманской области есть ещё надежда на то, что от сумм в февральских квитанциях глаза не полезут на лоб?
- Как я уже говорил, ответа от губернатора на обращение Мурманской облдумы о необходимости пересмотра новых нормативов, до сих пор нет. Как говорится, мяч на стороне губернатора.

 

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

14:03Почти 6 тыс. доноров сдали кровь в Мурманской области за год

13:02Так делать не надо: УФСБ предостерегло потенциального госизменщика из Мурманска

12:57Школьники из Мурманска взяли 8 дипломов на всероссийских соревнованиях «Шаг в будущее, ЮНИОР»

12:35В Мурманской области работает общественный совет уполномоченного по правам человека

12:27Муниципальные служащие Мурманской области станут почётными

12:06В Мурманской области опять 25. Метров в секунду

11:40На участках автодороги Р-21 «Кола» ограничат движение с апреля по октябрь

11:04В Выставочном центре Мурманска представлены работы конкурса «Пасхальное яйцо — 2024»

10:40Омбудсмен Мурманской области предложил создать службу помощи жертвам мошенников

10:10Потому что нельзя: в Снежногорске парень убил незнакомца за неопрятный вид

10:07Михаил Мишустин подписал постановление о деньгах на реновацию ЗАТО

10:00АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Пожилые люди повышенной комфортности

09:45Мурманчанам предложили выбрать территории для субботников в каждом округе

09:33«Чисто мартовская погода»: В Мурманске солнечно и прохладно

09:12Поджигатель правительства Мурманской области погиб на СВО. Ему было всего 21 год

09:00Воды не будет в 7 домах Мурманска, электричества - в 6

18:04Выдвижение губернатора Андрея Чибиса на 2-й срок поддержал Владимир Путин. Дело за северянами

18:02Житель Мурманской области оплатил долг в 3 млн, чтобы не лишиться трех машин

Все новости