На сегодняшнем заседании постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России по экономической политике и бюджетным вопросам рассматривалась проблема тарифов на пригородные перевозки пассажирским железнодорожным транспортом. О ней докладывал Владимир Орлов (фото), член постоянного комитета ПАСЗР, заместитель председателя постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Законодательного собрания Ленинградской области.
«Мы сейчас приходим к американскому способу управления транспортом, - сказал Владимир Николаевич. - В мегаполисах пригородные железнодорожные перевозки ещё останутся, а вот на регионы - Новгородская, Псковская области, Карелия и т.д. останутся без пригородного сообщения. Хочу изложить свою точку зрения.
Федеральным законом № 184 от 1999 года «Об общих принципах исполнительных и законодательных органах власти» полномочия по организации пригородного сообщения были переданы субъектам федерации. Сегодня субъект должен заключать договора, осуществлять свои полномочия самостоятельно, за счёт своих средств бюджета и возможности дополнительного финансирования из федерального бюджета. Министерством юстиции РФ принята и утверждена методика расчёта экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен на услуги субъектов естественных монополий с целью перевозок пассажиров ж/д транспортом общего пользования в субъектах РФ на основании закона. Реализован пункт 7 мероприятий структурной реформы железнодорожного транспорта, утверждённых заместителем председателя правительства РФ в 2010 году, о полном выделении из ОАО «РЖД» деятельности по перевозке пассажиров пригородным сообщением путём создания совместных с субъектом РФ пригородных пассажирских компаний. Вместе с тем, ситуация на рынке пассажирских перевозок остаётся на сегодняшний день острой. Перевозчики пассажиров не получают в полном объёме возмещения рассчитанных выпадающих доходов в соответствии с вышеуказанной методикой, сокращается расстояние движения пригородных поездов, что негативно сказывается на транспортной доступности населения.
Таким образом, законодательно определён порядок, в соответствии с которым субъект РФ определяет потребность в объёмах перевозок, формирует условия перевозок в регионе, на которые привлекает перевозчика, исполнителя заказа перевозок. Однако до настоящего времени формирование законодательной базы необходимо для исполнения полномочий субъектом федерации, предусмотренных ФЗ, не завершено. На федеральном уровне ен принят разработанный уже несколько лет назад проект закона об организации пассажирского железнодорожного сообщения в РФ и о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ. На региональном уровне почти во всех субъектах не принят региональный закон об обслуживании населения ж/д транспортом. По нашему региону исключение составляет Мурманская область и Республика Карелия. Принятие вышеуказанных нормативных актов должно чётко определить обязанности вышеуказанных сторон в процессе транспортного обслуживания населения, заказчика субъекта федерации, перевозчика - ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» и пассажира, в том числе и по финансовой обеспеченности транспортного заказа, ответственности по возмещению выпадающих доходов от установления для населения социально-ориентированных тарифов и заказов поездов на неокупаемых участках. Кроме того, необходимо скорейшее утверждение правительством РФ разработанной правительством РФ Концепции развития пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и определение модели, по которой будет развиваться пригородный пассажирский транспорт в РФ. При сохранении существующего положения - пущенного на самотёк вопроса транспортного обслуживания населения и зависящего только от политической воли субъекта федерации и потенциальной возможности «Пригородной пассажирской компании» к серьёзному разговору с органами власти - пригородные перевозки будут развиваться только в мегаполисах.
21 марта этого года вопросы недостаточности нормативно-правовой базы по регулированию вопросов организации обслуживания населения мы детально рассмотрели в ходе выездного заседания нашей комиссии непосредственно на одном из предприятий. Участниками заседания было отмечено, что для обеспечения стабильности пригородных перевозок на уровне субъекта необходимо принятие закона, предусматривающего законодательное формирование четкой модели взаимодействия заказчика перевозок - исполнительного органа государственной власти и перевозчика - «Пригородной пассажирской компании».
Проблема компенсации этой компании убытков очень большая. По имеющейся у меня информации, законодательно на 2014 и 2015 годы субсидирование пригородных перевозок будет уменьшаться. Сегодня субсидирование - 25 млрд рублей, в следующий год 12,5 млрд и в 2015 году - 6,3 млрд рублей. Этот объём средств ляжет на региональные бюджеты.
Кроме того, острой проблемой остаётся конкуренция с автоперевозчиками, в расходы которых не входят затраты на содержание автомобильных дорог и инфраструктуры. В этой связи хочу особо отметить, что сохранение пригородных перевозок и их развитие возможно только при обеспечении в рамках конкурентных условий с любым транспортом. В данном случае - с автомобильным. В этом заинтересованы все субъекты РФ. Данная позиция поддержана полномочным представителем президента РФ в СЗФО, Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР) в СЗФО. На основе имеющегося опыта июньского снижения вышеуказанных льгот предлагаю подготовить и направить в адрес федеральных органов государственной власти обращение о необходимости сохранения действующего в указанный период 2011-2013 годов порядка предоставления льгот по оплате услуг инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования. В соответствии с индексацией размеров субсидий бюджета. Активная работа всех заинтересованных сторон по решению проблем пригородных перевозок позволит сохранить рынок перевозок и обеспечить транспортную доступность населения жителей региона».
Далее к докладчику прозвучали вопросы
- Кто-нибудь убеждал Путина и Медведева в том, что нельзя выкидывать триллионы рублей на бредовые идеи в Сочи, заставляя людей топать десятки километров пешком на свои огороды? Это гуманно? Порядочно? Может быть, надо подготовить какой-то протест?
- Подготовьте протест, мы его рассмотрим.
- Вы как специалист, рассматривали у себя в Ленобласти, что компания-перевозчик предлагает по расходам? Проверяли объективность информации по убыткам?
- То, что я сейчас рассказал, это законодательная часть. 25 млрд рублей - это компенсация в масштабах России «Пригородной пассажирской компании» за услуги инфраструктуры. Сегодня она платит 1% от стоимости инфраструктуры, 99% компенсирует федеральный бюджет. Вторая составляющая - это расходы этой компании на содержание подвижного состава, работников и остального хозяйства. Действительно, сегодня эта составляющая подвергается сомнению, как я отметил в своём докладе на выездном совещании. Принято направление и концепция, каким образом мы все это будем рассматривать. Пригородная компания раскрывает свои карты, но сегодня Ленинградская область чётко рассматривает все расходы по этой компании, связанные с расходной частью. Приведу пример: в этом году Карелии было предъявлено пригородной компанией 80 млн убытков, а республика приняла 50 млн, потому что 30 млн они доказать не смогли. То же самое сегодня происходит в Калининградской области, но она сегодня находится в лучшей ситуации, потому что здесь приняты экономически обоснованные тарифы. Сегодня только Петербург, Ленинградская область и Москва работают безубыточно.
- Если бы сегодняшние суммы компенсации пригородной компании можно было бы перенаправить на компенсацию автотранспортным компаниям, это было бы гораздо выгоднее и удобнее в некоторых регионах. И сеть была бы больше, и людей бы больше перевозили. Вы так не считаете?
- Это наша задача - вместе с пригородным комплексом посмотреть, где выгоднее оставить электрички, а где запустить автобусы. Где-то можно пускать электричку не в 6, не в 8, а где-то даже в 4 вагона. Субъект является заказчиком.
- Какие направления развития законодательства вы видите, чтобы ситуацию реализовать? Действительно, очень непрозрачное тарифообразование. Север Октябрьской железной дороги не может доказать суммы аренды, субаренды и прочее. Автобусное сообщение в 2 раза дешевле. Какое направление вы предлагаете?
- Есть много законопроектов, но они не приняты. Что касается аренды, субаренды и всего остального, то здесь я частично соглашусь. Сегодня подвижной состав, который находится в пригородной компании, полностью арендуется у ОАО «РЖД». И сегодня нет законодательно утверждения, что этот подвижной состав, который купили на наши с вами средства, решено передать этой пригородной компании. Сегодня законодательно внесён один пункт: если субъект является соучредителем «Пригородной пассажирской компании», то подвижной состав можно передать. Если не является, то передать нельзя. Это арендный подвижной состав, и всё равно нам придётся вкладывать деньги на его обновление. Его средний возраст сегодня - порядка 19 лет. Не самый старый, но и не совсем новый.
- Насколько живой будет документ, разрабатываемый в Ленобласти по комплексному пассажирскому обслуживанию населения, включающему в себя железнодорожный и автотранспорт? - спросил министр транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Юрий Чуйков.
- Он будет живой. Его создание инициировало правительство Ленобласти. Для того, например, чтобы разгрузить автомобильное направление Петербург-Павловск, мы хотим сделать движение электричек в этом направлении с частотой 12 минут.
- Почему мы никогда не говорим о том, что доходная база пригородных перевозок нам непонятна? Мы не видим их доходов, - продолжил задавать вопросы Юрий Чуйков. - Что касается Мурманской области, то мы не можем отследить: на каком направлении, какое количество пассажиров и до каких станций какое количество пассажиров было перевезено. Абсолютно устаревшая используется бумажная технология, которую невозможно разобрать. Стоит вопрос компенсации разницы между доходами и расходами. Увидев доходную часть пригородной компании, мы узнаем, сколько они везут своих людей, простого населения. Не по проданным проездным билетам, а по фактической работе. Это не вопрос, а предложение. Цель должна быть такая, что мы должны видеть конечный результат.
- В идеале можно принять совместный документ, где прописать обязательства сторон. Электронный документооборот увеличит сумму компенсации пригородной компании регионом.
* * *
Участники встречи приняли решение: рассмотреть этот вопрос подробно на уровне региона и вынести свои решения на обсуждение конференции ПАСЗР, которая должна состояться в этом году, но дата ещё не определена.