11:2425.05.10

Сегодня в Москве открывается международная конференция «Северный морской путь: стратегия возрождения»

Сегодня в Москве открывается международная конференция «Северный морской путь: стратегия возрождения»

Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире, необходимость которого обусловлена тем, что все северные границы государства - морские и проходят по водам Северного Ледовитого океана, моря которого почти весь год покрыты льдами, за исключением части Баренцева моря, пишет РИА «Новости».
Грузо- и пассажироперевозки в этих морях осуществляются по Северному морскому пути, который начинается у Карских Ворот и заканчивается в Беринговом проливе. Для Чукотки, морского побережья Якутии и многих других районов страны это единственная возможность доставки крупных грузов.
До 1960-х гг. навигация в Северном Ледовитом океане была непродолжительной - 3-3,5 месяца. Небольшая мощность энергетических установок не позволяла судам форсировать тяжелые льды ранней весной и поздней осенью. Поэтому было решено начать строительство ледоколов с атомными реакторами, которые смогли бы осуществлять круглогодичную ледовую проводку в Арктике.
Одно из главных преимуществ атомного ледокола - отсутствие необходимости в частой дозаправке, которая может возникнуть в плавании во льдах, когда такой возможности нет, или такая дозаправка сильно затруднена.
Решение о строительстве первого атомного ледокола было принято 20 ноября 1953 г., а его закладка состоялась 24 августа 1956 г. на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). 5 декабря 1959 г. атомный ледокол «Ленин» был принят в эксплуатацию. В его создании принимали участие 510 предприятий и организаций страны.
С 1971 по 1992 год на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде были построены атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Советский Союз» и «Ямал». С 1982 по 1988 год на Керченском судостроительном заводе «Залив» имени Б.Е. Бутомы был создан лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».
Атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» строились по заказу СССР на судостроительной верфи компании «Вяртсиля» в Финляндии с 1985 по 1989 год. При этом использовались советское оборудование (силовая установка) и сталь. «Таймыр» был принят в эксплуатацию 30 июня 1989 г., а «Вайгач» - 25 июля 1990 г. Они были построены специально для мелких вод и могут использоваться в устье рек.
В 2007 г., после 15‑летнего перерыва на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был достроен ледокол «50 лет Победы» мощностью 75 тыс. л.с. Он был введен в эксплуатацию в марте 2007 г.
Атомоходы стали основной ударной силой, обеспечивающей круглогодичную навигацию в Арктике. К концу 1980-х гг. по трассе Северного морского пути ежегодно перевозилось до 20 млн тонн грузов. Из них 6 млн. тонн вывозили с Севера на Большую землю (четвертую часть составляла продукция Норильского комбината), 5,5 млн т топлива, оборудования, продовольствия и стройматериалов завозилось на промыслы и в северные поселки, еще 6,5 млн т шло транзитом через русскую Арктику из Европы на Дальний Восток. Благодаря атомным ледоколам путь в 6 тыс. км караваны судов преодолевали всего за 10 суток, а зимой за 16.
Атомные ледоколы часто используются в научных целях. Практически ни одна сложная экспедиция в центральной Арктике не обходится без российского атомного флота. В 1998 г. атомным ледоколом «Арктика» была впервые проведена приполюсная ледовая проводка немецкого научно-исследовательского ледокола «Поларштерн».
В 2004 г. атомоход «Советский Союз» совместно со шведским дизельным ледоколом «Oden» обеспечивал ледовую безопасность буровых работ на Северном Полюсе с судна «Vidar Viking».
В 2007 г. ледокол «Россия» обеспечивал возможность проведения глубоководных работ на глубоководном обитаемом аппарате «Мир» с научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» на северном полюсе. В том же 2007 г. атомный ледокол «50 лет Победы» осуществлял ледовую проводку шведского ледокола «Oden» в датской экспедиции в центральную Арктику по исследованию хребта Ломоносова. Атомные ледоколы используются при высадке в центральной Арктике и эвакуации всех российских дрейфующих станций «Северный Полюс».
С 1989 г. некоторые атомные ледоколы используются для туристических экскурсий, в основном - к Северному полюсу.
С самого создания атомного флота, а днем его создания считается день подъема Государственного флага на первом атомном ледоколе «Ленин» - 3 декабря 1959 г., он принадлежит государству. В СССР все морские пароходства были государственными. Для обеспечения завоза необходимых грузов на развивающийся Север было создано Мурманское морское пароходство, имевшее специализированные суда ледового класса и ледоколы.
Атомные были тоже приписаны к нему. В Мурманске была создана специальная база для атомных ледоколов, где они ремонтировались, перегружали ядерное топливо.
После распада СССР, в 1993 г. Мурманское морское пароходство (ММП), как и многие другие предприятия, было акционировано, и хотя ледоколы остались в распоряжении государства и приватизации не подлежали, управление флотом по традиции осуществляло только ММП. С 27 августа 1998 г. была реализована форма доверительного управления, когда раз в 5 лет компания заключала договор с правительством.
В 2008 г. правительство РФ приняло решение не продлевать лицензию, а передать и флот, и техническое обслуживание в собственность «Росатома» как вклад государства в госкорпорацию. В августе 2008 г. атомный ледокольный флот был передан на баланс Госкорпорации «Росатом». Управляет работой ледоколов ФГУП «Атомфлот», базирующееся в Мурманске.
На начало 2010 г. атомный ледокольный флот России имел в своем составе четыре ледокола мощностью по 75 тысяч л.с. («Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы»), силовые установки которых имеют по два реактора; два ледокола мощностью по 40 тысяч л.с. («Таймыр», «Вайгач»), силовые установки которых имеют по одному реактору; лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» мощностью 40 тысяч л.с., с одним реактором. Кроме того, эксплуатируются две плавтехбазы («Имандра» и «Лотта»), спецтанкер для жидких радиоактивных отходов «Серебрянка» и судно для обеспечения санитарной обработки персонала и дозиметрического контроля «Роста-1».
Выведены из эксплуатации: первый советский атомный ледокол «Ленин», а также ледоколы «Сибирь» и «Арктика», плавбазы «Лепсе» и «Володарский».
В 2010 г. российский атомный флот пополнится современным контейнеровозом водоизмещением 4 тыс. тонн, предназначенным для перевозки отработавшего ядерного  топлива и радиоактивных отходов. Судно будет построено итальянской компанией Fincantieri в рамках соглашения между Госкорпорацией «Росатом» и Министерством экономического развития Италии.
Основным местом работы атомного флота остаются моря Арктики и пролегающая через них национальная транспортная магистраль - Северный морской путь. Его задача - обеспечивать стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу. Российские ледоколы осуществляют проводку транспортных судов (в том числе - иностранных) по Северному морскому пути, длина которого, от Мурманска до Владивостока, 8 тысяч морских миль.
Атомные ледоколы обеспечивают научно-экспедиционные рейсы, связанные с исследованиями высоких полярных широт, а также выполняют другие задачи, касающиеся жизнедеятельности в самом суровом по климатическим параметрам регионе планеты.
В Западную и Восточную Сибирь атомные ледоколы доставляются предметы, необходимые для жизни и работы людей; обратно идет продукция горнорудной промышленности, лесоматериалы, нефть и пр. Сейчас грузоперевозки на этом маршруте составляют до 2 млн т. Однако к 2020 г. планируется, что они возрастут до 50 млн т, поскольку активизируется освоение углеводородных месторождений на Ямале и в Тимано-Печерском бассейне.
Но, по мнению главы «Росатома» Сергея Кириенко, уже в 2014 г. существующие атомные суда начнут становиться на прикол, поэтому уже сейчас следует начать строительство атомоходов‑ледоколов нового класса. После 2015-2016 гг. начнется массовое списание ледоколов из российского флота. В результате останется только один современный ледокол «50 лет Победы».
Федеральной целевой программой по развитию транспортного судостроения предусмотрены средства в размере 17 млрд рублей на строительство головного судна. В серии может быть до пять таких ледоколов.

Поделиться: