08:4216.11.10

Представитель Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области включен в рабочую группу по присоединению России в ВТО

Представитель Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области  включен в рабочую группу по присоединению России в ВТО

Сегодня Минэкономики РФ обсудит с Российским союзом промышленников и предпринимателей инициативы по унификации экономической политики создающегося на базе Таможенного союза Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. Пакет из 11 проектов межправительственных соглашений опубликован ведомством на прошедшей неделе. Соглашения по ЕЭП к концу 2010 года предполагается подписать с тем, чтобы они вступили в силу с января 2011 года, пишет «Коммерсантъ».
11 проектов договоров предполагают значительно более широкий уровень интеграции госуправления экономиками РФ, Беларуси и Казахстана, нежели оценивалось ранее. Проекты «экономической конституции» Европейского союза в ряде случаев существенно либеральнее, чем национальные законодательства. Комиссия Таможенного союза в случае подписания документов имеет все шансы с 2012 года стать для ЕЭП полным аналогом Еврокомиссии для ЕС - «переходного периода» для ее работы не предусматривается, единственным существенным отличием схемы работы ЕЭП от ЕС является, исходя из соглашений, сравнительно низкая роль парламентов трех стран в работе союза.
Исходя из данных Минэкономики, обсуждение документов идет крайне активно. Часть документов, как, например, проект соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, содержит пометку «консолидированный проект, подготовлен российской стороной, в трехстороннем формате не обсуждался», часть же, как соглашение о согласованных принципах валютной политики в государствах-участниках ЕЭП, содержит информацию о разногласиях сторон - обсуждение его пунктов на национальном уровне проведено. Все документы приводятся по состоянию на 8 ноября 2010 года. Ознакомиться с ними можно на сайте Минэкономразвиития РФ.
Наиболее радикально соглашение о координации макроэкономической политики: с 2012 года участники ЕЭП берут на себя обязательства ограничить дефицит бюджета 3% ВВП, госдолг - 50% ВВП, уровень инфляции - 5% участника ЕЭП с наименьшим годовым показателем. Это жестче правил Европейского валютного союза, предполагается возможность отклонения от правил с согласованием со странами-партнерами. Проект предлагает ежегодное согласование курсовой политики по нацвалютам и ключевых макроэкономических показателей.
В соглашении о валютной политике декларируются намерения по «постепенному» устранению валютных ограничений, согласованию подходов к счетам нерезидентов в ЕЭП и резидентов ЕЭП в третьих странах и определению согласованного перечня операций, освобожденных от валютных ограничений. Возврат валютной выручки будет осуществляться по единым правилам, но непременно в страну происхождения товара - превращать ЕЭП в единого экспортера не планируется. У любого участника соглашения сохранится «в исключительных случаях» право вводить валютные ограничения на срок не более года - например, если либерализация «может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации» или «ущерб интересам безопасности», а также в случае схлопывания платежного баланса с угрозой снижения резервов ниже допустимого уровня.
Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала в ЕЭП более рамочное - оно предполагает гармонизацию профильного законодательства. Столь же декларативно соглашение о торговле услугами и инвестициях, но однако оно устанавливает ограничения во внутренней экономполитике в этой сфере. Проект обсуждается достаточно тяжело: так, предложением неизвестной стороны является введение в соглашение графика снижения доли госучастия в национальной экономике по секторам обработки, торговли, транспорта и связи, сельского хозяйства, финуслуг и строительства (конкретные проценты пока не указаны)
Ключевым и самым спорным (по числу оспариваемых тремя сторонами позиций) является проект Единых правил предоставления промышленных субсидий. Он вводит понятие «запрещенной субсидии», в числе которых, например, внутренние транспортные и фрахтовые тарифы для экспортеров, налоговые льготы экспортерам, субсидирование ставок экспортных кредитов, занижение цен на энергоносители для экспортных отраслей. Проект предусматривает изъятие сумм полученных субсидий в пользу пострадавшей стороны. По данным «Коммерсантъ», соглашение активно отстаивается Казахстаном, у Беларуси множество возражений по документу.
Разделить трудовых мигрантов ЕЭП на «своих» и «чужих» призван комплект из проектов двух соглашений - «О сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции» и «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей».
Соглашение о единых правилах господдержки сельского хозяйства разделяет эти меры на три типа - «не оказывающие искажающего воздействия на взаимную торговлю» ЕЭП, «оказывающие искажающее воздействие» и «в наибольшей степени искажающие взаимную торговлю» - последние предлагается не применять. В прилажении № 4 к документу, предлагается отказаться от прямых экспортных субсидий, продаж государствами «некоммерческих запасов сельхозтоваров» по ценам ниже рыночных на рынке партнера, снижения экспортных тарифов. Уровень прочей госагроподдержки не должен превышать 10% валовой стоимости агропроизводства в стране.
Пока в составе проектов документов ЕЭП нет специфического документа о торговле энергоносителями и услугами, а в самих проектах эти вопросы обсуждаются мало.
Редакция ИА «Nord-news» попросила прокомментировать сегодняшнее состояние Таможенного союза руководителя комитета по ВЭД и таможенной политике Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области Александра Цыбанева (фото):
- Инициативы по созданию Единого пространства между Россией, Беларусью и Казахстаном, безусловно, отвечают интересам развития экономических связей с нашими соседями. Однако, вместе с этим Россия вовлечена в процесс присоединения к Всемирной торговой организации. Создание ЕЭП России, Беларуси и Казахстана даст положительный эффект в развитие экономики только в том случае, если реорганизация будет основываться по принципам Евросоюза. Иначе говоря, ЕЭП должен будет органично вплестись в процесс интеграции России в мировое экономическое пространство.
Слишком много законов нужно менять и приводить в соответствие с международными требованиями. Единое экономическое пространство будет стартовой площадкой для вхождения в ВТО. Поэтому решения все должны быть продуманы, согласованы со всеми участниками, чтобы максимально соответствовали современной международной практике.
Комитет по ВЭД Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области уже включен в рабочую группу по присоединению России в ВТО. Поэтому, на мой взгляд, нам удастся отразить интересы мурманских предпринимателей в этом процессе.

Поделиться: