14:5521.12.10

Сегодня в России очень сложно осуществить модернизацию рыбопромысловых судов

Сегодня в России очень сложно осуществить модернизацию рыбопромысловых судов

Как ИА «Nord-news» уже сообщало, сегодня на пресс-конференции в рыбохозяйственном комитете Мурманской области обсуждалась тема строительства и модернизации флота.
«Чтобы вложить инвестиции и модернизировать судно, нужно рассчитать, что оно будет хотя бы ещё 5 лет работать, - поясняет заместитель председателя комитета Вадим Соколов. - Возраст судов сегодня не позволяет это сделать. Он позволял 10 лет назад, и в частности Мурманский траловый флот модернизировал тогда фактически все свои крупнотоннажные суда, и сейчас ещё одно, последнее поставлено на модернизацию в Клайпеду. То есть, у нас нет тех судов, которые после модернизации могли бы ещё работать. А 10 лет назад модернизацию проводил не только МТФ, но и компании «Сфен», «Мурман СиФуд».
В Норвегии тоже есть старые суда, но их не сравнить с нашими, потому что там постоянно внедряют инновации. Появились новые механизмы, двигатели - на них сразу меняют свои старые. Там подходят к обновлению флота очень ответственно. Эти шесть контрактов на строительство современных судов в Мурманской области - первые на Северном бассейне, раньше строили только сейнера на Дальнем Востоке. В Калининграде рыбаки уже давно ничего не строят.
Построенные мурманскими рыбаками суда типа СРТМК с кормовым тралением - очень современные. Одно такое судно в год вылавливает до 10 тысяч тонн с экипажем чуть больше 20 человек. Высочайшая производительность.
У нас же в советские времена крупнотоннажных судов вообще не строили. Более того - их не строили вообще никогда. Среднетоннажные суда закладывали только в Николаеве, сейчас это уже Украина. Был такой проект - типа «русское чудо», по-русски сказать. Это они разработали проект военного эсминца, который потом забраковали, а позднее переделали в рыболовное. Вот такие суда для наших рыбаков и строили в Николаеве.
Выскажу своё мнение - в ближайшие годы новых судов здесь не построят никогда. На рынке нет судостроительного продукта, востребованного рыбопромышленниками.
В Мурманской области в 2005 году было 270 рыболовных судов - это только те, что подчиняются Регистру Судоходства, не маломерные. И вылов в те годы составлял 575 тысяч тонн. В 2009 году - 225 судов, вылов составил 652 тысячи тонн. Для того чтобы такое количество рыбы продавать, нужно быть конкурентоспособным. С современными судами невозможно конкурировать, потому что им требуется в 3 раза меньше топлива, в 3 раза меньше расходов, и производительность в 3 раза выше.
Ни одна и прибрежная компания, а не только океанического лова, не сможет сегодня заказать ни одно судно, потому что прибрежникам нужна капитализация.
Капитализация рыбной отрасли в Мурманской области осуществляется, но крупным флотом. За 2 недели мы получили 5 приказов о том, что компании объединяются, продаются, сливаются. А владельцы маломерных судов ещё к этому не готовы, ведь бизнес - малый. Но это рано или поздно произойдёт. Уже сегодня прибрежные рыбопромышленники начинают перекупать друг у друга маломерки. Только тогда, когда капитализация случится, они смогут заказывать новые суда. Другого выхода нет. Даже если прибрежники получат кредиты и построят судно, деньги не «отобьются» за мизерные квоты.
Я не сторонник того, чтобы помогать бизнесу деньгами. Рыбаки этой помощи и не просят. Компенсировать процентную ставку по кредитам - да, государство может. А вообще у государства другая задача - создавать для бизнеса благоприятные условия.
Из 600 тысяч тонн Мурманской области 400 тонн - это квотируемый продукт, который можно было бы превратить в деньги. Предприятие, которое имеет несколько тысяч тонн квоты, может строить себе судно, заложив квоту в банке. Но, к сожалению, этот вопрос обсуждается в правительстве страны уже не первый год. Есть проекты, но их продвижение идёт тяжело.
С 1 января 2011 года увеличивается налоговая нагрузка на малый бизнес. Это отрицательно повлияет на жизнь рыбной отрасли. И на социальный фон в регионе тоже. Не думаю, что это нововведение прибавит средств казне. Практика показывает, что бизнес платит налоги лучше, если социальный фонд хороший.
Мы могли начать строить суда ещё в 2000 году, но правительство тогда ввело плату за биоресурсы на аукционах. Мурманская область за 3 года её действия заплатила 6,5 млр рублей в федеральный бюджет. Затем 5 лет платила сборы за биоресурсы, которые составили от 1 млрд рублей до 1 млрд 200 млн. А стоимость 5 среднетоннажных судов или 1 крупнотоннажного и составляет 7,5 млрд».

Поделиться: