18:0813.01.11

Игорь Чернышенко: «Нам следует защитить интересы российских рыбаков в Северных морях и в районе архипелага Шпицберген»

Игорь Чернышенко: «Нам следует защитить интересы российских рыбаков в Северных морях и в районе архипелага Шпицберген»

На первом в этом году пленарном заседании Госдумы ФС РФ 11 января по проблемам Арктики выступил депутат от Мурманской области Игорь Чернышенко.
- С давних времен Арктика привлекает людей своими тайнами: путешественники пытались, бросая вызов ледяной стихии, покорить Северный полюс, ученые - полярники постичь тайны и законы вершины мира, - говорил Игорь Константинович. - В последние годы Арктика стала регионом, где переплетаются актуальные политические, экономические, социальные и экологические проблемы, в решении которых одно из важнейших мест занимает Россия. Вызовы 21 века - глобальные климатическое потепление, огромные запасы углеводородного сырья подо льдами, биоресурсы северных морей, вопросы экологии - поставили перед мировым сообществом и Россией новые задачи. Не случайно в 2009 - 2010 г.г. состоялся целый ряд значимых международных форумов и конференций. Это и Московский форум «Арктика - территория диалога», с участием председателя правительства РФ Владимира Путина, и Брюссельская конференция парламентариев Европы, и конференция политиков и ученых в Осло, посвященная завершившемуся III Международному полярному году. Об этом свидетельствует и принятие национальных доктрин и программ не только традиционно приарктических государств: США, Канады, Норвегии, России, но и ряда стран Европы и Азии.
В «Основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», утвержденных президентом РФ Дмитрием Медведевым, определены следующие национальные приоритеты: а) использование арктической зоны РФ в качестве стратегической ресурсной базы России; б) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; в) сбережение уникальных экологических систем Арктики; г) использование Севморпути в качестве национальной, единой транспортной коммуникации РФ в Арктике.
Для реализации этих задач необходима оперативная выработка целого комплекса системных мер, требующих координированной работы многих федеральных органов власти, и в первую очередь правительства РФ и парламента.
Что предстоит нам сделать в ближайшей перспективе для реализации госполитики РФ, закрепления ведущей роли РФ в Арктике? В рамках действующих международных договоров по Арктике, и, прежде всего, в соответствии с Морской конвенцией ООН, нам предстоит провести большую работу по закреплению границ Российской Федерации в Арктике. Как в северных морях и Ледовитом океане, на континентальном шельфе этих морей, так и на территории РФ, где по настоящее время нет четкого административного определения южных границ Арктической зоны России. Важное значение в урегулировании межпограничных споров в Арктике имеет подписанный в г. Мурманске в сентябре 2010 г. Договор между РФ и Королевством Норвегия о разграничении морских просторов и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Этот Договор, ратифицирование которого нам предстоит в ближайший период, положил конец почти 40 - летним спорам между нашими государствами и в то же время вызвал волнения в рыбацких коллективах Северного бассейна. Нам следует защитить интересы российских рыбаков в Северных морях и в районе архипелага Шпицберген.
Не менее важные и сложные задачи стоят перед нами и по определению южной границы Арктики. В «Основах госполитики в Арктике» поставлена задача: уточнить южную административную границу АЗ РФ с перечнем и статусом муниципальных образований, входящих в пределы указанной зоны. Напомню депутатам, что в Арктическую зону РФ входят полностью или частично семь субъектов РФ (Мурманская и Архангельская область, Республика Якутия, Красноярский край, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономного округов). Определение южной границы АЗ РФ позволит приступить к следующему важнейшему этапу - основной разработке федеральной целевой программы по экономическому, социальному и культурному развитию арктических районов РФ. Нашему комитету по проблемам Севера и Дальнего Востока совместно с Министерством регионального развития, субъектами РФ необходимо взять под контроль эту работу.
Одной из самых «горячих» проблем для России является освоение богатейших углеводородных запасов, как в пределах нашей национальной экономической зоны, так и на северном континентальном шельфе. По имеющимся оценкам, в Арктике сосредоточено 30% мировых запасов газа и более 15% нефти, при этом около 90% разведанных месторождений, расположенных в зоне юрисдикции 5 арктических государств, в том числе и России.
В последние годы Россия предпринимает активные усилия не только по освоению ресурсов северных морей, Штокмановского и Варандейского месторождений, но и по обоснованию прав на континентальном шельфе, прилегающей к нашей экономической зоне.
Регулярные экспедиции российских научно-исследовательских судов, высадка осенью текущего года полярной станции «Северный полюс - 38», спуск на дно Ледовитого океана батискафа «Мир», на борту которого находились наши коллеги: заслуженный полярник А. Чилингаров и В. Груздев - все это важные шаги по закреплению за Россией Хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, где сосредоточены миллиарды тонн условного топлива. К сожалению, Комиссия ООН по морскому праву не признала первую заявку РФ и нам предстоит найти новое подтверждение наших прав на эти участки шельфов.
Третьей важнейшей задачей, определенной в «Основах госполитики РФ в Арктике» бесспорно является использование транспортного потенциала Северного морского пути - определенного как национальная единая коммуникация страны в высоких широтах.
СМП, пролегающий вдоль всего северного побережья, от Мурманска до Берингова пролива сохраняет единое политическое и экономическое пространство РФ, является важным элементом производственной и социальной инфраструктуры северных регионах страны, где создается 15% национального дохода России, и более 20% объема общероссийского экспорта. В связи с глобальным потеплением, угрозой пиратства в южных морях, СМП стал зоной повышенной привлекательности для стран Европы, Азии и Америки, как высокорентабельный и безопасный транспортный путь.
Состоявшаяся в августе текущего года проводка по СМП атомными ледоколами танкера «Балтика» из г. Мурманска в Китай, позволила на четверть сократить время перехода и до 30-35% уменьшить эксплутационные расходы грузоотправителей.
Бесспорным преимуществом СМП является атомный ледокольный флот, который, работая эффективно и безаварийно, на протяжении 50 лет демонстрировал не только достижения советской и Российской науки и техники, но и позволил сохранить единое Арктическое пространство страны.
В настоящее время в составе атомного ледокольного флота находятся 10 судов с ядерными энергетическими установками (атомный ледокол «Ленин», а/л «Арктика», а/л «Сибирь», а/л «Россия», а/л «Советский Союз», а/л «Ямал», а/л «50 лет Победы», а/л «Таймыр», а/л «Вайгач», а также атомный лихтеровоз «Севморпуть»).
Основная часть атомных ледоколов построена в период с 1970 - 1990 годы и требует замены в связи с исчерпанием установленного ресурса.
На данный момент только два ледокола «50 лет Победы» и «Ямал» эксплуатируются, не выработав назначенный ресурс, при этом на а/л «Ямал» ресурс заканчивается в 2011 году. На атомных ледоколах «Россия», «Таймыр» и «Вайгач» произведены работы по модернизации и продлению ресурса до 150 тысяч часов с планируемым выводом из эксплуатации до 2016 года. Таким образом, с учетом программ продления ресурса, сегодня в составе российского атомного ледокольного флота действуют лишь 5 судов.
Учитывая предстоящее списание атомных ледоколов по мере их физического износа, ОАО «ЦКБ Айсберг» в 2009 году разработало проект универсального атомного ледокола мощностью 60 мВт (ЛК-60Я) с переменной осадкой (от 8,5 м до 10,8 м), который будет в состоянии одновременно заменить атомный ледокол типа «Арктика» и «Таймыр».
В 2012 - 2018 г.г. по прогнозам, планируются значительное увеличение объема перевозимых грузов в Арктике, а также расширение работ по геологическим, гидрологическим, географическим и иным исследованиям в акваториях и на шельфах северных морей.
В этих целях «Морской доктриной РФ на период до 2020 года», а также рядом поручений президента РФ, правительства РФ, определена необходимость развития атомного ледокольного флота и его береговой инфраструктуры. Владимиром. Путиным дано поручение Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минфину России, Госкорпорации «Росатом» - рассмотреть вопрос о строительстве до 2020 года трех атомных ледоколов нового поколения с началом строительства головного судна в 2011 году. К сожалению, в утвержденном нами законе «О федеральном бюджете на 2010 г. и на плановый период 2012 и 2013 годов» не предусмотрено финансирование строительства атомохода ни в текущем, ни в последующих годах. На мой запрос в Министерство финансов, транспорта, экономического развития РФ, получены ответы, что с учетом проведенной работы по оптимизации бюджетных расходов, строительство атомных ледоколов нового поколения пока не предусмотрено, и может быть решено в будущем.
С учетом актуальности не только обозначенных в данном выступлении проблем и задач, понимая всю стратегическую важность Арктики для России, предлагаю рассмотреть возможность создания в Государственной Думе ФС РФ комиссии по вопросам развития Арктики.
И, в завершении, хотелось бы вспомнить одно из пророчеств нашего великого соотечественника Михаила Ломоносова о том, что «богатства России будет прирастать Сибирью» и, добавить Арктикой, и пожелать нашей стране успехов на этом пути.

Поделиться: