15:2925.03.11

Курс Мурманской области – на региональную северизацию

Курс Мурманской области – на региональную северизацию

Сегодня в мурманском конгресс-отеле «Меридиан», в рамках празднования 20-летия Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области, прошло расширенное заседание Совета СПП МО.
«На подобных мероприятиях принято подводить итоги, - напомнил Александр Лебедев (фото 1), президент этого Союза, - но мне хотелось бы поговорить о приоритетных направлениях работы на ближайшие годы. О необходимости выработки особой экономической политики в отношении северных регионов России с учетом международного опыта».
Члены Союза попытались дать термин понятию этой особой экономической политики, потому что ее выработка потребует адаптации российских законов к районам Крайнего Севера, к каким относится и Мурманской области. Остановились на региональной северизации.
В последние годы борьба за ресурсы Арктики возрастает, и те страны, которые получат к ним доступ, смогут себе обеспечить эффективное экономическое развитие в XXI веке. «Надо понимать, что это будущее, а оно не всегда определено и зависит от большого количества взаимосвязанных причин, - поясняет Александр Геннадьевич. - Настоящее Мурманской области - это горнопромышленный комплекс. Это основа экономики региона, и нужно создавать условия для эффективной добычи ресурсов и их дальнейшей переработки, если мы хотим постепенно уйти от сырьевой экономики. Нельзя думать о будущем, не обеспечив себе надежного настоящего. Понимание того, что Север является особым регионом нашей страны, требующим к себе повышенного внимания, имеет глубокие исторические корни. Еще Михаил Васильевич Ломоносов говорил о том, что могущество России будет прирастать Сибирью и Северным Ледовитым океаном. Наиболее целенаправленное и эффективное освоение Севера проводилось в советский период плановой экономики, что позволило за достаточно короткий период обустроить обширную территорию страны. Причем темпы прироста северного населения были значительно выше среднероссийских. Интенсивное развитие Севера стало возможным во многом потому, что в отношении него проводилась особая социально-экономическая политика, учитывающая региональную специфику. Она определяется суровыми природно-климатическими условиями и связанными с ними повышенными затратами на производство и жизнеобеспечение населения. В целях нивелирования воздействия отрицательных факторов - в социалистический период развития государством была разработана и нормативно закреплена система гарантий и компенсаций, благодаря которым уровень жизни северян был не ниже, а по некоторым показателям выше, чем в других регионах. Весь промышленный комплекс в Мурманской области был создан именно в период плановой социалистической экономики. После перехода на рыночные рельсы государство посчитало поддержку северных территорий нецелесообразной и финансово обременительной, а проводимую на Севере протекционистскую политику - несоответствующую рыночным отношениям. В качестве панацеи рассматривается сокращение якобы избыточности населения Севера за счет замены постоянно проживающих граждан контингентом работников, осваивающих северные территории вахтовым методом. Это изначально просматривалось и в Программе социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года. Лично я с этим не согласен и считаю, что наш регион и весь Север должны развиваться более эффективно.
Подобные подходы привели к тому, что государство стало мало уделять внимания вопросам социально-экономического развития Севера, снизилась государственная поддержка северных регионов. Начали закрываться северные программы, утратили силу ряд законов и нормативных актов. В результате такой политики социально-экономическое положение Мурманской области значительно ухудшилось.
В числе главных проблем северных территорий - отсутствие экономической привлекательности работы в условиях Заполярья, ухудшение экологической ситуации, демографической. Возникла устойчивая и долговременная тенденция естественной и миграционной убыли населения, увеличивается удельный вес пенсионеров. Налицо недостаточная финансовая поддержка северных территорий, перераспределение финансовых потоков в пользу федерального бюджета и снижение финансовой обеспеченности дотационных территорий, перераспределение расходных обязательств между федеральным и региональным бюджетами. Северные территории - субъекты Федерации и муниципальные образования - лишились большинства полномочий по наращиванию своего налогового потенциала. Низок объем товаров и услуг, производимых в условиях Крайнего Севера.
Во все годы рыночных реформ число убыточных предприятий в Мурманской области значительно превышало общероссийский уровень. При более эффективной, чем в целом по России, рыночной экономике она находится в более сложном финансовом положении, что в значительной степени снижает возможности для роста, уменьшает конкурентоспособность производимой продукции».
Чтобы исправить ситуацию в Мурманской области Союз промышленников и предпринимателей предлагает провести региональную северизацию. Прежде всего, адаптировать экономические законы России к северным территориям, что приведет, по нашему  мнению, к эффективности использования минерально-сырьевой базы и развитию переработки. Государство должно осознать особую роль Севера в развитии страны, сформировать специфическую, государственную северную политику.
Региональная северизация должна включить в себя как специфический опыт плановой социалистической экономики, так и опыт развитых стран, считающих роль северных территорий основой экономического роста. Основные направления северной политики - социально-трансфертная и инновационно-инвестиционная. Акцент нужно делать на второе направление, как наиболее перспективное, но должны быть моменты и социально-трансфертные. Например, при решении вопроса с полярками можно применить два этих подхода: выделение дотаций государства, как это было в социалистический период, или предоставление налоговых льгот предприятиям, которые бы позволяли выплачивать работникам более высокую заработную плату.
Если обратиться к опыту стран-соседей, то Швеция, например, проводит государственную политику поддержки северных территорий с 1960-х годов. Она включает в себя субсидии, выделяемые предприятиям с учетом вновь созданных рабочих мест и суммы капиталовложений, льготные займы для осуществления инвестиций, списание кредитов на получение образования. А также - компенсацию транспортных издержек, снижение налога на заработную плату или его отмену, компенсацию 70% инвестиций в энергосберегающих проектах. В Норвегии - практически идентичный набор инструментов плюс освобождение северных территорий от уплаты налога на работодателей, возмещение до 70% инвестиций в северные территории, освобождение от потребительского сбора и уплаты НДС на электроэнергию, что позволяет использовать льготные цены на электроэнергию, снижение ставки подоходного налога.
«Что касается энергосбережения, то закон об энергоэффективности и энергосбережению не работает в нашей стране, - убеждён  Александр Лебедев. - Все должно быть гораздо проще: выполнил энергосберегающий проект, отчитался, получил возмещение от государства в размере 30, 50, 70% - в зависимости от региона. Тогда это вызовет всплеск развития культуры энергосбережения. Это опыт других стран, а не наше ноу-хау».
Давно известно, что Север в силу своих природно-климатических особенностей не может на равных конкурировать с другими регионами России. Из-за отсутствия соответствующей государственной политики у нас страдают судоремонтный и судостроительный комплексы, отсутствует глубокая переработка добываемого сырья, идет постоянный отток населения и снижается кадровый потенциал. Глобализация также делает свое дело - информация о конкурсах становится все доступнее, и северянам все сложнее конкурировать с компаниями из других регионов.
Россия находится на пороге вступления в ВТО. Кто-то видит в этом плюсы, кто-то минусы.
«Я не являюсь сторонником вступления России в ВТО, и, на мой взгляд, политика протекционизма нашей стране ближе, - говорит президент СПП МО. - Нам в большей степени надо заняться развитием внутренней конкуренции, а не внешней. Самое худшее, что может случиться при вступлении России в ВТО - Север окончательно потеряет конкурентоспособность, если государством не будут приняты соответствующие меры».
СПП МО сформулировал ряд предложений в региональную северизацию, имеющих точечный характер: создание единой экономзоны на основе северных регионов страны с особыми условиями регулирования, как внутри субъектов, так и между ними. Предусмотреть передачу регионам больших полномочий в вопросах регулирования налоговых платежей и применения дополнительных мер стимулирования инвестиционной активности. Создание на северных территориях, в частности - на территории Мурманской области, зон внешней торговли (свободных таможенных зон). Необходимо обеспечить режим льготного налогообложения при осуществлении деятельности на северных территориях - это обнуление налога на прибыль при условии ее инвестирования в развитие производства. Значительное снижение подоходного налога и размера страховых выплат, что должно привести к росту зарплаты. Обнуление налога на имущество, так как его содержание в условиях Севера и без того требует значительных затрат. Существенное снижение арендной платы за землю и земельного налога. Создание условий для льготного выкупа земли, это поможет создать в регионе свободный рынок земли, который необходим для качественного притока инвестиций. Кадастровая стоимость земли в Мурманской области выше, чем в Воронеже или Петербурге, быть не может.
Необходимо пересмотреть перераспределение доходных источников в пользу региональных и муниципальных бюджетов, в частности децентрализовать налог на добычу полезных ископаемых. Основной объем минерально-сырьевых ресурсов находится на Севере, необходимо северным территориям использовать часть поступлений данного налога. Надо предусмотреть возможность возврата государством до 50% капиталовложений в основные средства и развитие инфраструктуры северных регионов, возврата до 70% средств, вложенных в энергосберегающие проекты. Предусмотреть меры социального характера для формирования хорошего кадрового потенциала. Например, предоставить беспроцентных кредиты выпускникам учебных учреждений Крайнего Севера для получения высшего образования в любом вузе страны с автоматическим его погашением при отработке в районах Крайнего Севера по полученной профессии не менее 5 лет. Предоставление беспроцентных ипотечных кредитов отработавшим в условиях Крайнего Севера более 5 лет и полное их погашение в течение 15 лет.
«Реализация этих предложений позволит оживить экономику региона и обеспечить устойчивый рост инвестиций», - считает Александр Лебедев.

Поделиться: