7 апреля в Государственной Думе на парламентских слушаниях по вопросу «Модернизация и повышение конкурентоспособности секторов экономики и социальной сферы северных и арктических регионов России: законодательный аспект» выступил председатель комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев, который сказал, что «если необходимость модернизации экономики и социальной сферы во всех регионах России является, как это принято теперь говорить, «ответом на вызов времени», то для российского Севера это - фактически условие выживания и возможность для дальнейшего развития.
Целью модернизации экономики и социальной сферы северных территорий должно стать достижение их устойчивого развития с учетом роли в обеспечении жизнеспособности и экономического развития страны, реализации ее геополитических интересов и обеспечении национальной безопасности.
Значение этого вопроса еще более возрастает в связи с тем, что фактически уже началась реализация крупнейших проектов в неосвоенных или слабо освоенных районах Севера Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, на континентальном шельфе арктических морей.
Для Севера проблема достижения устойчивого развития территорий имеет много специфических аспектов - социальных, экономических, экологических, этнографических, поскольку здесь имеется уникальный этнос - коренные малочисленные народы, и ряд других.
Надо сказать, что за последние два-три года наш комитет в различных форматах рассмотрел состояние и законодательное регулирование практически всех аспектов социальной жизни, основных инфраструктурных отраслей, ряда направлений экономических отношений в северных регионах страны.
Основываясь на этом, я хотел бы остановиться на ряде проблем.
1. Ни для кого не секрет, что уровень и качество жизни в большинстве районов Севера ниже, чем в других регионах страны. В значительной степени такое положение стало следствием свертывания системы государственной поддержки районов Севера, отказа от политики государственного протекционизма в отношении северных регионов. Прежде всего, это выразилось в значительном сокращении федеральных обязательств по возмещению удорожающих факторов систем жизнеобеспечения и снижении уровня социальных гарантий для лиц, работающих и проживающих в северных районах.
Убежден, что, учитывая известные всем особенности экономической деятельности и жизнеобеспечения населения Севера и, тем более, Арктической зоны России, государство не должно, не имеет права отказываться от политики протекционизма в этом регионе. Причем в современных условиях роль этого принципа должна возрастать.
Если раньше только государство с учетом местных особенностей определяло направления и темпы развития северных регионов, то теперь здесь мощно заявил о себе частный капитал, интересы которого не всегда совпадают с задачами комплексного социально-экономического развития территории. В этих условиях именно государство, используя имеющиеся в его распоряжении средства, в том числе законодательство, должно быть определяющей и направляющей силой, гарантом и защитником прав и законных интересов граждан, работающих и проживающих на Севере.
Уже не раз говорилось, что после принятия известного Федерального закона № 122-ФЗ произошло снижение социальной защищенности жителей Севера, были отменены или изменены условия предоставления отдельных северных гарантий и компенсаций. Поэтому в последние годы во многих районах Севера России и в большинстве районов Арктической зоны возникли серьезные проблемы с обеспечением трудовыми ресурсами. За последние два десятилетия из северных районов России уже выехало около 3-х миллионов человек. Причем уезжают не только пенсионеры и нетрудоспособные граждане. С этим как раз немало проблем, вы их знаете. Уезжают наиболее подготовленные и квалифицированные кадры и молодежь.
Необходимо внести в систему гарантий и компенсаций серьезные коррективы, которые сделали бы работу на Севере привлекательной, а трудозатраты - оправданными с точки зрения компенсации материальных и моральных потерь человека, вызванных экстремальными природно-климатическими условиями этого региона. Причем гарантии и компенсации для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, должны быть не ниже гарантий и компенсаций лицам, работающим в организациях, финансируемых из федерального бюджета. Это должно быть определено законом. Кроме того, необходимо законодательно установить систему минимальных стандартов условий трудовой деятельности и уровня жизни граждан, работающих и проживающих (постоянно или временно) на Севере России. Особое внимание должно быть уделено гарантиям и компенсациям для молодежи.
Надо сказать, только что, 25 марта, на сайте нашего комитета завершилась интернет-конференция по теме «О проблемах законодательного регулирования и предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». За два месяца ее проведения поступило более 40 материалов, все они опубликованы на сайте. К этому можно еще добавить более 50 обращений, поступивших на Интернет-конференцию по вопросам пенсионного обеспечения северян, которую мы проводили осенью прошлого года. Это говорит о высокой степени остроты социальных проблем в северных регионах.
2. Не могу не сказать несколько слов о доступности медицинского обслуживания населения северных территорий. Вы, наверное, знаете, что в течение 2011 и 2012 годов должны быть реализованы региональные программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, и с каким трудом эти программы согласовываются и утверждаются. Их основная задача за два года провести качественный рывок в материальном, техническом, информационном и организационном состоянии здравоохранения с тем, чтобы обеспечить переход на страховую медицину. Для северных территорий эти вопросы имеют первостепенное значение.
При реализации таких масштабных проектов должны ставиться задачи не только общего повышения качества и доступности медицинской помощи, но, и что не менее важно, должны решаться задачи выравнивания территорий по уровню этих показателей. То есть большую помощь надо оказывать высокодотационным регионам, у которых не хватает средств не только на развитие, но и на поддержание существующего уровня здравоохранения. Таких территорий, как вы знаете, немало среди северных регионов. К сожалению, эта задача при распределении федеральных субсидий на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения в достаточной степени не учтена.
Кроме того, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях достижение целей региональных программ модернизации здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи, возможно в том случае, если в организации реализации и финансировании этих программ, как на региональном, так и на федеральном уровнях, будут учитываться специфические особенности развития и функционирования здравоохранения в северных условиях.
Важно здесь, на федеральном уровне, понимание того, что система медицинской помощи населению Севера требует особого подхода и значительно больших, чем на других территориях страны, затрат на планируемые мероприятия по модернизации здравоохранения. Такого понимания, при обсуждении ситуации с указанными программами на заседании нашего комитета, у представителей Минздравсоцразвития и Фонда обязательного медицинского страхования мы не увидели.
Поэтому есть опасения, что если не внести необходимые коррективы, го в результате реализации региональных программ модернизации здравоохранения, там, где положение сегодня лучше - будет еще лучше, а разрыв по доступности медицинской помощи с депрессивными территориями еще больше возрастет. Соответственно, и уровень страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию будет различен.
3. Для создания нормальных условий для жизни и работы на Севере необходима комплексная модернизация социальной инфраструктуры. Как показал анализ, проведенный комитетом, напряженное положение сложилось практически во всех инфраструктурных отраслях северных регионов. Мы смотрели положение дел в здравоохранении, организации лекарственного обеспечения, авиационном и водном транспорте, электроэнергетике, почтовом обслуживании. В июне на заседании «круглого стола» предполагаем обсудить вопросы развития сети автомобильных дорог в северных районах.
Совершенно очевидно, что неразвитость инфраструктурных отраслей является одним из основных факторов, сдерживающих устойчивое развитие Севера. Главнейшим вопросом мы считаем обеспечение транспортной доступности. Считаем, что для граждан, проживающих в отдаленных районах страны, с наиболее экстремальными природными условиями должна быть доступна возможность передвигаться по стране, в том числе в центральные и южные районы страны для поездок на отдых, учебу, лечение и т.п.
Вы знаете, с прошлого года в федеральном бюджете выделены средства на компенсацию части авиационных тарифов, и в летний период молодежь и пенсионеры из регионов Дальнего Востока могут выехать в центральные и южные районы страны по льготным ценам. Эта практика должна быть продолжена, но считаем, что должна расширяться и география территории, где будет действовать такая компенсация, и она должна стать круглогодичная для жителей северных территорий. Тем более, что такой зарубежный опыт для отдаленных территории есть.
Вопросам развития всех видов транспорта, энергетики, других инфраструктурных отраслей в районах Севера большое внимание уделено в утвержденных в последнее время государственных документах - Основах государственной политики Российской Федерации Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года и Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Но, к сожалению, дальше дело продвигается очень медленно, и конкретных планов и программ, направленных на их реализацию, до настоящего времени нет.
4. Опыт освоения Севера и Арктики свидетельствует о необходимости в первую очередь обеспечивать развитие энергетики, применительно к конкретным условиям территории. Я не буду подробно останавливаться на проблемах энергетики и путях их решения. Это отдельная и специальная тема. Но главное, на что должна быть направлена модернизация энергетики - это ее надежность и доступность для северных поселков и городов.
Считаем, что в энергетике, особенно на Севере, принцип надежности должен быть впереди коммерции и это необходимо закрепить в законодательстве. Сегодня сложилась система, когда извлечение прибыли любой ценой приводит к авариям и большим человеческим жертвам, как это произошло на Саяно-Шушенской ГЭС.
Как нам представляется, одним из основных направлений модернизации энергетики для районов Севера должен стать переход на максимально возможное использование местных энергетических ресурсов, в том числе нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Эта проблема обсуждается уже много лет, но кроме отдельных примеров, реальных сдвигов в ее решении нет. Возможно, этот процесс пошел бы быстрее, если бы был разработан и принят федеральный закон "О малой энергетике", системно регулирующий весь комплекс правоотношений, возникающих в связи с производством и применением автономных энергоустановок.
5. Практика показывает, что при ограниченности финансовых возможностей государства и местного самоуправления наиболее перспективным и эффективным решением проблемы создания и развития современной социальной и инженерной инфраструктуры является объединение ресурсов и действий государства и частного бизнеса в различных формах государственно-частного партнерства.
Однако до настоящего времени нет четкого представления о том, каким должно быть взаимодействие государства и бизнеса, в каких организационно-правовых формах оно может осуществляться, не разработано правовое определение государственно-частного партнерства. Да и единой политики государства в этой сфере нет. Для сохранения и развития такой важной и нужной формы взаимодействия коммерческих, предпринимательских структур и государства необходимо разработать и принять федеральный закон, регулирующий отношения и обязанности сторон в области государственно-частного партнерства. А поскольку инвестиционная деятельность - это не благотворительность, должны быть разработаны правовые и экономические механизмы стимулирования хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов к участию в социально-экономическом развитии территорий.
6. Определяющее значение в структуре промышленного производства Крайнего Севера России имеют добывающие отрасли, являющиеся основой экономики - нефтегазовая, горнодобывающая, рыбопромысловая, лесопромышленная. Им здесь альтернативы нет.
Очевидно, что на значительной части территории Крайнего Севера и Арктики создавать и развивать перерабатывающие предприятия глубокой стадии переработки вряд ли целесообразно. Только транспортная составляющая сделает неконкурентоспособной любую продукцию.
Задача государства состоит в создании, в том числе и законодательным путем, стимулов для модернизации производственно-технологических систем этих отраслей в соответствии с мировыми техническим и технологическим уровнями.
Как уже неоднократно приходилось говорить, чтобы быть конкурентоспособной, северная экономика должна стать наиболее наукоемкой и высокотехнологичной. Суровость природно-климатических условий и, как следствие, высокие затраты на производство и жизнеобеспечение населения, огромные расстояния и низкая транспортная обеспеченность, экологическая уязвимость природы Севера - эти факторы являются мощнейшим стимулом для внедрения новейших достижений научно-технического прогресса и человеческой мысли в жизнедеятельность северных территорий. Поэтому создание инновационных технологий для Севера имеет жизненно важное значение.
Реализация стратегии инновационного развития северных регионов в первую очередь зависит от использования кадрового потенциала, его квалификации, профессионализма, компетентности, нацеленности на инновационную деятельность и подготовленности к ней.
Представляется необходимым, чтобы непосредственно в северных регионах, в городах, где сегодня развивается экономика, обеспечивается будущее страны и нужны современно подготовленные специалисты, создавались научно-образовательные комплексы по подготовке кадров для инновационного развития Севера и Арктики. В связи с этим, безусловно отрадным фактом является создание в Архангельске, Якутске и Красноярске федеральных университетов на базе ведущих вузов регионов».
Александр Матвеев: «После принятия известного Федерального закона № 122-ФЗ произошло снижение социальной защищенности жителей Севера»
