10:4923.09.11

Александр Лебедев: «Централизация налоговых поступлений на федеральном уровне мешает развитию экономического потенциала регионов ввиду их частого дестимулирующего воздействия»

Александр Лебедев: «Централизация налоговых поступлений на федеральном уровне мешает развитию экономического потенциала регионов ввиду их частого дестимулирующего воздействия»

На вчерашней налоговой конференции в Мурманске Александр Лебедев (фото, слева), президент СПП МО, выразил надежду на дальнейшее развитие электронного документооборота между бизнесом и налоговыми органами и упрощение налогового администрирования. По его мнению, система налогового администрирования должна быть проще, удобнее в использовании и понятнее в разы. Александр Геннадьевич привел пример Гонконга, где налоговая отчетность сдается один раз в полтора года, и налоги, занимающие тетрадный лист, тоже выплачиваются один раз в полтора года.
«Действующая система Налогового кодекса РФ по делению федеральных налогов и налогов субъектов, а также предельное закрепление ставки налога, подлежащее перечислению в бюджеты различных уровней, делает экономику регионов крайне зависимой к дотациям из федерального бюджета, - говорит Александр Лебедев. - Ставит под сомнение вопрос решения социально-экономических задач на местном уровне. Централизация налоговых поступлений на федеральном уровне мешает развитию экономического потенциала регионов ввиду их частого дестимулирующего воздействия. Фиктивно понятие о дотационном регионе и регионе-доноре. На самом деле все можно изменить с точностью до наоборот, перераспределив налоги между федеральным, региональным и местным уровнями».
Наиболее весомые налоги закреплены за центром, поэтому большинство федеральных налогов имеют функции бюджетного налогового регулирования. Поэтому, по мнению президента СПП, реальные возможности для реализации территориальными федеральными органами власти налоговой политики на местах крайне малы.
Одной из задач этой политики, считает Александр Лебедев, должна стать реализация мер по внедрению адекватной налоговой системы, обеспечивающей эффективное регулирование экономических процессов, связанных с формированием, распределением и использованием доходов. В этой связи нужно добиваться изменения системы распределения доходов бюджетов в целях повышения налоговой составляющей в региональной и местной казне и сбалансированности структуры доходов и расходов. Основной мерой должно стать увеличение доли причитающихся бюджетам регионального и местного уровня федеральных налогов, что в свою очередь должно стать основой формирования налоговой политики.
Регионам нужно планировать налоговые поступления, развивать налогооблагаемую базу, проводить мероприятия по налоговому стимулированию, что будет способствовать более эффективному наполнению бюджетов различных уровней и развитию экономики. «В условиях существующей вертикали власти это непростая задача, - признает Александр Лебедев. - Но эту работу нужно вести исходя из существующих полномочий. Тем более что президент страны недавно говорил о необходимости повышения автономности регионов в принятии ключевых решений, к которым, по моему мнению, и относятся вопросы налогообложения».
Президент СПП МО, используя данные УФНС РФ по Мурманской области за 8 месяцев текущего года, продемонстрировал картину распределения налогов. В консолидированный бюджет РФ по итогам 8 месяцев от налогоплательщиков Мурманской области поступил 31 млрд рублей, что на 11,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Львиная доля - 66% налоговых платежей - идут региону. Доходная часть федерального бюджета в основном обеспечена поступлениями НДС и налога на прибыль. НДС - самый стабильный налог, косвенно привязанный к товарообороту, и все 100% идут в федеральный бюджет. Налог на прибыль - самый уязвимый, и все помнят кризис 2008 года, когда резко просели доходы бюджета в связи с тем, что прибыль предприятий упала. Государство, чтобы помочь бизнесу, ввело тогда льготный процент выплаты этого налога. Но велик ли был выигрыш от льготы по налогу на прибыль ввиду ее отсутствия, как таковой?
Доходы областного бюджета формируются из налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество и на добычу полезных ископаемых (НДПИ). «Налог на имущество составил за 8 месяцев в регионе 1 млрд 800 млн рублей, и если произойдет его увеличение в связи с переходом на налог на недвижимость, то данный налог претендует на первенство, - отмечает Александр Лебедев. - В связи с тем, что он выйдет на первый план и станет основным аккумулирующим в региональном бюджете. Чего не хотелось бы».
Доходная часть бюджетов городов и районов формируется из НДФЛ, налога на совокупный доход и земельного налога. В законодательстве региона произошли изменения, и в муниципалитеты стало поступать меньше средств в связи с тем, что изменились нормативы распределения НДФЛ - в пользу областного бюджета. И транспортный налог, который раньше подлежал зачислению в местные бюджеты, с 2011 года зачисляется в региональную казну.
По структуре распределения НДФЛ 60% этого налога идет в областной бюджет, 40% - в муниципалитеты. В федеральную казну этот налог не поступает, что вполне логично, потому что именно на местах работают по вопросу увеличения рабочих мест, что ведет к более серьезному пополнению бюджета.
По структуре налоговых поступлений в федеральный бюджет от Мурманской области: НДС составляет 73,5%, налог на прибыль - 15%. В региональном бюджете 35% составляет НДФЛ, 48,9% - налог на прибыль. В муниципальных бюджетах 84,8% приходится на НДФЛ, 8,9% - налог на совокупный доход и 5% - земельный налог.
Структура налога прибыль: 93% идет региону и 7% - федеральному центру. Муниципалитетов в этой структуре нет.
«Ни о чем не говорит количество людей, занятых на предприятиях, а вот доходность говорит о многом, - комментирует Александр Геннадьевич свое понимание того, от чего зависит объем НДФЛ. - В организации может быть мало работающих, но она будет демонстрировать большую доходность. Поэтому в большей степени здесь должна приниматься во внимание прибыль. Было бы более логичным стимулировать муниципалитеты, чтобы они имели какую-то долю в прибыли своих предприятий. Тогда они будут думать о более эффективном развитии бизнеса на своей территории».

Поделиться: