09:0203.04.12

Горячая Арктика: ведущие державы мира готовы вступить в схватку за район вечных холодов

Горячая Арктика: ведущие державы мира готовы вступить в схватку за район вечных холодов

Президент Медведев вновь говорит о решимости защищать наши полярные интересы. Что же ждет Арктику? Политики не зря в последнее время уделяли особое внимание нашим позициям в Арктике. Именно там, в районе обширной акватории Северного Ледовитого океана и постоянно мигрирующей точки Северного полюса, сошлись или скоро сойдутся в клинче как минимум пять государств, имеющих выход в этот регион: Россия, США, Канада, Норвегия и Дания, владеющая самым большим островом в мире - Гренландией.
Север давно уже не Крайний

В чем же причины роста интереса к региону вечного холода? Подталкивает к нему резкий рост потребления углеводородов, вызвавший продолжающийся рост цен на нефть. Рентабельными становятся разработки самых сложных и затратных месторождений. Влияют и постоянно озвучиваемые алармистские прогнозы о неизбежном потеплении.
А ведь только по весьма предварительным прогнозам, там, в темных глубинах, может быть сосредоточено более четверти всех мировых резервов нефти и газа. Если конкретно, то речь идет о 500 миллиардах баррелей нефти и неисчислимых запасах природного газа. Простые подсчеты показывают, что даже при нынешней цене барреля 120 долларов предполагаемые нефтяные залежи арктического дна тянут на... 55 триллионов «зеленых». Не говоря уже о месторождениях платины, алмазов, никеля, олова, золота.
Естественно, что это тот приз, за который будут биться до конца. И никакие конвенции в такой гонке всерьез приниматься не будут.
Вот только для того, чтобы хотя бы попытаться взять эти богатства («вот наша задача!»), необходимо сначала элементарно поделить огромную экономическую зону, коей уже представляется в глазах оптимистов ледяная шапка мира.
Битва подо льдами
Когда в начале XI века новгородцы фактически первыми стали бороздить на своих кочах северные моря, забираясь все дальше и дальше, вплоть до Северной земли, они и представить себе не могли, что суровые просторы могут дать человеку что-то иное, кроме рыбьей кости и юфти. Но и такое первородство, подтвержденное археологией и стертыми страницами летописей, не обеспечит нам особые права на приоритетную разработку золотого океанического дна. Равно как и приоритет открытия при Петре Первом северных морей для мировой торговли. Хотя, кажется, просто достаточно взглянуть на географическую карту, чтобы убедиться: Север полон именами русских мореплавателей и первопроходцев.
И все-таки главные российские аргументы, призванные в рамках международного права обеспечить нам северное первородство, носят геологический характер. Позиция России сводится к тому, что протянувшийся через арктическое дно подводный хребет Ломоносова является естественным продолжением сибирской геологической платформы. Иными словами, мы имеем все права протянуть наш шельф на сотни километров к полюсу. Оттого и экспедиция была организована, чтобы этот факт реально подтвердить и пробы грунта со дна взять. (Одна, судя по всему, торжественно была преподнесена Владимиру Путину.) Характерно, что Москва твердо заявила, что намерена соблюдать положения международного права и отстаивать свои претензии на Арктику в ООН.
В ответ нам с ходу цитируют положение о 200-мильной экономической зоне и настаивают, что весь арктический овал окружен такими зонами Канады, США, Норвегии и Дании. Более того, уже пошли разговоры о том, что все пространство, в такие зоны не вошедшее, должно во избежание ненужных распрей перейти под непосредственное управление ООН. А все страны, желающие пробурить дно, должны будут платить некие роялти международному сообществу, которые, естественно, пойдут на благотворительные цели. Например, на массовую покупку китайских зонтиков для изнывающей от глобального потепления Африки.
Ледоколы-ракетоносцы
Судя по всему, Арктика рискует стать новым регионом, где будет окончательно похоронено новое мышление, столь любезное Михаилу Горбачеву. И поскольку мир по-прежнему делится по силе, а не по правде, то уже заговорили о грядущей «полярной войне». Не путать с «холодной».
Правда, как выяснилось, не то что воевать, но даже играть мускулами многим будущим претендентам на Арктику нечем.
А потому в ожидании таяния береговых припаев приполярные державы начинают своеобразную гонку крайне северных вооружений. Более того, еще арктическая нефть остается чем-то вроде шкуры неубитого белого медведя, а военные и владельцы верфей уже сладостно потирают руки. Ведущие кораблестроители мира с места в карьер всерьез озаботились проектами ледоколовпроводников и ледоколов-супертанкеров. Канада уже вкладывает миллиарды долларов в строительство новых патрульных кораблей. Американцы, с удивлением обнаружившие, что у них на хозяйстве фактически один конкурентоспособный ледокол, да и то военный «Хилли», со свойственным им размахом ассигнуют на развитие береговой охраны почти 9 миллиардов долларов и еще 100 миллионов выделяют на модернизацию ледоколов.
Более того, янки мыслят, как всегда, системно. Так, уже преданы гласности теоретические разработки, доказывающие, что в Арктике бессмысленно строить газо- и нефтепроводы. И единственный реальный способ транспортировки - это ледоколы-танкеры, в нутро которых будут закачивать миллиарды тонн сжиженного газа.
Экологи, которые вечно пытаются ставить палки в стремительно вращающиеся колеса прогресса, тут же заявили о недопустимости эксплуатации наполненных взрывоопасным газом танкеров, которые вынуждены будут, подобно «Титанику», лавировать между айсбергами. Но их уже вряд ли услышат. Когда светят триллионы прибыли, разного рода «зеленые» умеют вовремя и со смыслом замолчать. Если освоение Арктики не представляет опасности для экологии Земли, то что тогда говорить о рисках, которые-де может в себе таить строительство Североевропейского газопровода. Правда, о двойных стандартах уже столько написано, что больше не хочется обсуждать такую прозрачную тему.
Ну, хорошо, наши партнеры-соперники готовятся к схватке во льдах - холодной или, не дай бог, горячей. А что у нас в технологических закромах? Чем будем удивлять и впечатлять? Конечно, хорошо апеллировать к такому авторитетному документу, как Международная конвенция ООН по морскому праву от 1982 года. Но, боюсь, одними бумагами нашу зону законных интересов не оградишь.
К сожалению, по мнению ряда знатоков военных тайн, несколько мощных ледоколов и два батискафа - это скорее фасад, за которым... запустение.
Десятилетие погони за монетарным призраком и здесь дает о себе знать. Именно тогда был пущен на металлолом и продан почти весь советский научный флот. Растрачены опыт и достижения исследований и освоения Северного морского пути. Помните, сколько проблем было с банальным северным завозом? Поэтому в первую очередь необходимо элементарно восстановить прежний уровень хозяйственной деятельности на нашем Севере, что станет куда более весомым фактором, подтверждающим наши претензии на территорию в две Франции, чем одна, пусть и блестящая экспедиция.
Наконец, не обойтись без перманентного и весьма демонстративного военного присутствия в Арктике. Слабым не пить шампанского на Северном полюсе. Тем более что еще сорок лет назад наша атомная подлодка прошла подо льдами к верхушке планеты. Именно через Северный полюс были просчитаны и потенциальные траектории полета наших стратегических баллистических ракет, случись самое страшное - ядерная война.
Прекрасно, что в последние годы совершенствуется наш подводный флот с огромной автономией плавания хоть подо льдами, хоть в южных широтах.
Но если действительно начнут таять льды, увеличится период использования северных приполярных акваторий, то придется постоянно демонстрировать российский флаг. И не только на катерах береговой охраны, но на эсминцах и даже авианосцах. Вернее, на авианосных группах. А значит, России придется все-таки решать проблему строительства крупнотоннажных судов, которая значительно осложнилась после развала Союза.
Надо ли бояться алеутских террористов
Вы не поверите, но в Соединенных Штатах уже заговорили о террористической угрозе, нависшей над потенциально богатой Арктикой. И эта информация не из разряда очередной оговорки американского лидера. На ходу выстроена целая концепция: как только парниковый эффект освободит ото льда знаменитый Северо-Западный проход, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, так риск проникновения злоумышленников резко возрастет.
К слову, судьба самого СевероЗападного прохода может быть весьма неоднозначной. Многие юристы относят его к международным водам. Многие, но не канадские, полагающие, что эта полынья должна принадлежать родоначальникам хоккея, которые, мол, и обязаны регулировать его режим. Оттого-то канадцы и спешат потратить около 7 миллиардов долларов на ускоренное строительство шести патрульных кораблей ледокольного класса.
Характерно, что американцев, в свою очередь, не устраивают ни наши претензии на шельф, ни канадские на проход, поскольку, видимо, не отвечают их жизненным интересам. К слову, янки не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву.
Между тем аналитики полагают, что оптимальными сроками реальной эксплуатации арктических океанических недр следует считать пятидесятые годы нынешнего столетия. А значит, мир входит в длительный период споров.
В тему
В последние годы Россия последовательно ведёт борьбу за увеличение легальными средствами площади своего арктического континентального шельфа.
Его предполагаемая площадь должна составить один миллион двести тысяч квадратных километров. Эта территория содержит потенциальные запасы углеводородов в пределах 9-10 миллиардов тонн условного топлива. Но для этого нужно решение ООН.

vmdaily.ru

Поделиться: