08:1505.06.12

Тот, кто получит контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики

Тот, кто получит контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики

Как мы уже сообщали, госсекретарь США Хиллари Клинтон полагает, что главным органом по решению проблем Арктики должен стать Арктический совет, в состав которого входят Россия, Канада, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия, Швеция и США. Совет должен решать в том числе вопросы разработки арктических нефтяных и газовых месторождений, которые становятся доступными в связи с интенсивным таянием полярных льдов, заявила американский дипломат, находящаяся с визитом в Осло, передает «РБК».
В ходе своего визита в Норвегию Хиллари Клинтон также совершила поездку по Норвежскому морю к северу от Полярного круга на борту научно-исследовательского судна. Госсекретарь сообщила, что увиденные ею свидетельства о глобальном изменении климата позволяют предположить, что потепление идет даже быстрее, чем предсказывали специалисты, передает радио «Свобода».
Напомним, ранее Россия неоднократно выказывала свои права на часть арктического шельфа, где расположены колоссальные запасы природных ископаемых. Ранее сообщалось, что в 2012 году российские компании должны начать первую добычу нефти на арктическом шельфе, а в 2016 году - газа.
Ранее компания «Роснефть» направила «ЛУКОЙЛу», «ТНК-ВР», «Сургутнефтегазу» и «Башнефти» предложения по сотрудничеству на 12 участках арктического шельфа. Кроме того, на разработку месторождений на российском участке шельфа в партнерстве с российскими компаниями претендовали и зарубежные компании, в том числе «ExxonMobil». Об этом стало известно после того, как в феврале 2012г. действующий президент России Владимир Путин сообщил о необходимости расширить доступ нефтегазовых компаний к разработке северных месторождений. Согласно действующему законодательству, разработчиками шельфа могут быть только госкомпании, уже имеющие опыт освоения соответствующих месторождений. В будущем перечень компаний, претендующих на шельф, может быть расширен.
По мнению экспертов, через пятьдесят лет Арктика сможет стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты. Однако по сложности освоения эксперты сравнивают шельф арктических морей с космосом, а экологи не устают трубить о повышении рисков для природы, в случае начала разработки недр Северного полюса.
Отметим, что в дележе «арктического пирога» появился новый игрок - Китай.
В начале сентября 2011 года китайский миллиардер Хуан Нубо предложил исландским властям продать ему 300 тысяч кв. км. земли на северо-востоке острова под строительство курорта. Эксперты тогда заключили, что бывший госчиновник действует в интересах правительства КНР, пытаясь подружиться с Рейкьявиком, чтобы впоследствии претендовать на свою долю в «арктическом пироге». Исландия, находившаяся на грани дефолта, была рада приходу новых инвесторов.
Отметим, что ранее китайцы заключили договоры о сотрудничестве в Арктике с норвежцами, а также канадскими учеными. «Зелёный свет» Пекину дала и Дания, опубликовавшая новую арктическую стратегию, открывающую северные моря инвесторам со всего мира.
Единственной страной, отказавшейся пускать китайцев в Арктику, стала Россия: совместных договоров по изучению северной полярной зоны с Пекином пока не заключено. Оно и объяснимо: в августе 2011 года во время видеомоста Москва - Пекин ученые из КНР заявили, что намерены расширять свое присутствие в Северном Ледовитом океане. «Для нас вопрос освоения Арктики ключевой. И мы бы хотели, чтобы Россия не только пошла навстречу в исследовательском плане, но и предоставила благоприятные условия для прохода наших судов через свои воды», - отметил тогда заместитель директора Центра по изучению полярных территорий Управления исследований океана КНР Ли Юаньшэн. Китайские специалисты заявляли о готовности наладить постоянные рейды через полярные воды и создать совместную научную базу в указанном регионе.
Отметим, что Китай активизировал свою полярную программу после того, как Арктический совет в лице министров иностранных дел стран - участниц организации отказался принять Китай в качестве наблюдателя, при том что Пекин заявлял о намерении проводить исключительно «научные исследования».
Сразу после этого КНР объявила о готовности освоить Северный морской путь, проход по которому сокращает длительность рейса на 10-20 суток, а расход топлива - в среднем на 800 тонн. В Шанхайском морском университете подсчитали, что такой маршрут сэкономит Китаю 60-120 млрд долларов в год.
Ранее по прогнозам Минтранса России, таяние льдов может привести к увеличению грузопотока на Севморпути с 1,8 млн тонн в 2010 году до 85 млн к 2030-му. Однако Россия намерена единолично контролировать эту «золотую жилу», что, безусловно, не нравится многим западным странам. Ранее Дания, Норвегия и США уже предложили пересмотреть юрисдикцию России вдоль ее побережья, говоря, по сути, об интернационализации Севморпути.
В настоящий момент Россия остается лидером по числу ледоколов, однако срок эксплуатации большинства из них скоро выйдет, в то время как Китай уже в 2013г. планирует спустить на воду два новых ледокола, а потом нарастить группировку полярных судов. Позиция Пекина объяснима: ранее Ли Чжэнь-фу из Даляньского морского университета в исследовательском отчёте для Госсовета КНР четко указал: «Тот, кто получит контроль над арктическим маршрутом, будет контролировать новый путь мировой экономики». Однако конкуренцию Китаю здесь могут составить США, которые также заявляли о своих претензиях на арктический шельф, сообщает www.morvesti.ru.

Поделиться: