16:0616.07.12

Добровольно-принудительная формула пенсионной реформы России

Добровольно-принудительная формула пенсионной реформы России

Глава Пенсионного фонда Антон Дроздов дал интервью «Известиям», в котором рассказал о новом порядке расчёта пенсии и пенсионном возрасте.
- Сейчас идёт работа над новой пенсионной формулой. Почему надо менять сегодняшние правила расчёта пенсии?
- Сегодня размер пенсии рассчитывается как отношение накопленных за трудовую жизнь пенсионных прав человека к единому для всех коэффициенту - среднему периоду нахождения на пенсии. Такая схема по своим принципам больше подходит не для системы обязательного пенсионного страхования, а для добровольного страхования. Накопил - получил: человек платит страховые взносы за себя, до выхода на пенсию счет пополняется, а потом пенсионеру выплачиваются деньги до их исчерпания на счёте. 
Но у нас солидарная пенсионная система. Средства страховых взносов не «лежат» и не ждут своего часа, а идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам, и только часть из них идет на формирование пенсионных накоплений. И пенсия у нас пожизненная, то есть бессрочная. Кто-то живет дольше среднего статистического значения, кто-то меньше. Есть инвалиды, льготники по стажу, граждане, потерявшие кормильца, и есть те, кто имеет право на более ранний выход на пенсию. Государство всех, кто начинает работать, обязано застраховать на случай потери заработка и выплачивать пенсию как минимум в 40% от утраченного заработка, то есть необходимо обеспечивать так называемый принцип солидарности. 
В классических солидарных системах во всем мире преобладает стажево-заработковая формула. То есть когда ваша будущая пенсия зависит от двух главный факторов: вашего стажа и заработка. Сегодня в формуле стаж практически не учитывается. Трудовая пенсия назначается, когда человек проработал пять и более лет. Это очень мало. При том что реально в России трудовой стаж в полтора раза ниже, чем в Европе. Там 42 года, даже если брать с учетом инвалидов, а у нас 28 лет. Разница огромная, поэтому надо в формулу закладывать стажевой показатель, чтобы человек знал: проработает, к примеру, 30 лет - у него будет средний размер пенсии, проработает 40 лет - пенсия будет существенно выше. Помните, так и было в советские годы: люди гордились - «40 лет на одном месте». Это означало максимальную пенсию. Кстати, при проведении конвертации пенсионных прав в 2001 году брался именно сорокалетний стаж для женщин и 45 лет - для мужчин.
- Тогда спрошу напрямую: будет ли повышен пенсионный возраст?
- Пока у нас нет демографических оснований для повышения пенсионного возраста: мужчины живут меньше женщин и меньше, чем в Европе, где пенсионный возраст выше российского. Продолжительность жизни женщин еще только приближается к показателям развитых стран. У нас недостаточно рабочих мест для 60-летних. После 60 увеличивается численность инвалидов и людей, которые не могут продолжать трудовую деятельность. Если говорить о снижении дефицита бюджета ПФР, то повышение пенсионного возраста даст совсем копеечный и краткосрочный эффект - не более 100 млрд рублей в год в течение пяти лет при расходах на выплату пенсий порядка 5 трлн рублей в год. А потом расходы, наоборот, возрастут.
Сегодня все сходятся на том, что надо через повышенный размер пенсии стимулировать людей, которые по достижении общеустановленного пенсионного возраста продолжают работать и не обращаются за назначением трудовой пенсии по старости. 
- А так ли необходимо опять возвращаться к стажу? Может, просто поменять коэффициенты в рамках нынешней формулы? Это предлагают, например, эксперты, работающие над «Стратегией-2020».
- Да, есть предложения об изменении коэффициента - ожидаемого периода выплаты пенсии и снятии нынешних ограничений на сумму годового заработка, с которого берутся страховые взносы. Но ведь система обязательного пенсионного страхования - государственная, она должна быть справедливой, гарантировать приемлемый уровень пенсии, который государство должно быть в состоянии выплачивать. Эксперты «Стратегии-2020» считают, что сегодняшний ограничитель (512 тысяч рублей в год. - «Известия») - низковат. Для кого низковат? 
Более 70% работников получают зарплату ниже. А если мы начинаем увеличивать ограничитель, тут же увеличиваются пенсионные права более обеспеченных граждан, по которым государству предстоит выплачивать пенсии в будущем. В Минфине на это говорят: нет, мы против решений по увеличению пенсионных обязательств, потому что это дополнительные расходы в будущем, и вместе с экспертами предлагают снижать темпы индексации пенсий, под которые уже попадут все пенсии - и высокие, и низкие. И получается такая картина: мы начинаем двигать вверх зарплатный ограничитель, начинает расти объем пенсионных обязательств государства, чтобы его снизить, надо снижать размеры индексации для всех, что однозначно неприемлемо. У работников с высокими зарплатами и сегодня есть много способов формировать большую пенсию. Например, через участие в программах НПФ. 
Поэтому есть более логичный выход: не заниматься поисками настроек внутри действующей формулы, а включить в нее понятный критерий - стаж. 
- Не получится ли так, что требование к стажу - это как раз и есть скрытое увеличение пенсионного возраста?
- Нет. В заработково-стажевой системе проще нащупать эту «точку справедливости» - необходимый уровень стажа для того, чтобы пенсионная система была более сбалансирована, понятна и справедлива для каждого. Во всех пенсионных системах есть прямой показатель - возраст, до достижения которого вам не может быть назначена пенсия, если у вас нет особых прав для досрочного выхода на пенсию. А мы предлагаем другое - пенсию можно будет получать с 55-60 лет, но если у вас к этому времени нет, к примеру, 30 лет наработанного стажа и в ваших планах нет намерения прекратить трудовую деятельность, то, проработав еще 3-5 лет, вы получите пенсию в максимальном размере. А не хотите работать после наступления пенсионного возраста, все равно пенсия будет. 
- Получается, что новая система будет мотивировать уходить на пенсию позже, но добровольно?
- Да, будет. И это будет решение гражданина. Такая практика есть во многих странах. 
- Тогда выходит, что по новой формуле пенсионный возраст вообще не будет иметь значения?
- Есть мнение, что его вообще можно отменить. Это неправильно. Те, кто так считает, забывают, что пенсионный возраст - важнейшая часть социально-трудовых отношений. Нужна точка отсчета, после которой появляется право на пенсию. 
- Хорошо, а будет ли эта новая формула гарантировать, что на пенсии я о деньгах думать не буду?
- Напомню, что пенсия - это страховка от потери прежнего заработка. Как только у вас появляется первая работа и заработок, государство включает вас в систему обязательного пенсионного страхования. Далее государство принимает на себя обязательство гарантировать вам в будущем пенсию не ниже 40% от вашего «потерянного» заработка, но с которого платились страховые взносы в пенсионную систему. Это стандарт Международной организации труда (МОТ), к которой наша страна намерена присоединиться. Только в этом же стандарте МОТ про 40% говорится: «при наличии минимум 30 лет страхового стажа».
Другие пенсионные выплаты могут формироваться за счет участия работодателей и граждан в профессиональных пенсионных системах и системах добровольного пенсионного страхования. У нас уже есть прообразы профессиональных пенсионных систем, в рамках которых устанавливается доплата к пенсии летчиков и угольщиков. Но это не системное решение вопроса по всей стране. Проект федерального закона о профессиональных пенсионных системах, который прошел первое чтение в Госдуме, недавно отозван. Он отдан в переработку. Мы готовы к этой работе с участием других сторон социально-трудовых отношений: профсоюзов и представителей работодателей. 
- Какие тарифы страховых взносов предполагает новая формула?
- Мы согласны с тем, что нынешние 22% - это сегодня и завтра максимально возможный тариф на пенсионное страхование. И, кстати, новая предложенная формула даёт возможности и для снижения тарифа в дальнейшем. К примеру, в Германии, если в течение года доходы от взносов на 20% превышают прогнозируемый уровень, то тариф на следующий год снижается. То есть эта формула очень гибкая и дает возможность работодателям и государству договориться между собой. 
- Почему бы не сделать так, как предлагает первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев: закрыть Пенсионный фонд и выплачивать не пенсии, а пенсионные пособия?
- Это такой типичный подход «бюджетников». Им кажется: ну какая разница между федеральным бюджетом и государственным же Пенсионным фондом... Такая система - выплата пенсий из бюджета - существовала в советское время по одной простой причине: за малым исключением все производство в стране было государственной собственностью, государство было практически единственным работодателем. И в рамках одного собственника было логично иметь такую систему. 
С переходом к другому типу отношений функцией государства становится обеспечение минимально необходимой гарантии страхования от потери заработка. И во всем мире это делается за счет страховых систем. Если мы откажемся от этого и перейдем к пособию, как предлагает г-н Улюкаев, мы получим опять уравниловку, которая не станет полноценной системой защиты людей от потери заработка. 
Необходимо вести учёт индивидуальных пенсионных прав гражданина, от которых должен зависеть размер пенсии. А это, как я уже говорил, учёт стажа, страховых взносов, льгот. И такая система в Пенсионном фонде создана и работает уже более 10 лет. Теперь не важно, что написано у вас в трудовой книжке, подтверждением вашего трудового, а вернее, страхового стажа является объем уплаченных за вас работодателями страховых взносов. Если работодатель не платит год, то при расчете пенсии этот год не будет учтен. Это я к тому, что все эти серые и черные зарплаты лишают граждан возможности формирования полноценных пенсионных прав, да и вообще для экономики вредны. 
- Когда будет представлена новая пенсионная формула? 
- Основные принципы этой формулы и стратегии развития пенсионной системы теперь разрабатывает Министерство труда и социальной защиты. Специалисты ПФР рассчитывают конкретные коэффициенты, используя демографические и макроэкономические прогнозы, данные нашей базы по персонифицированному учету. Мы планируем завершить работу  летом, а как вы знаете, одним из первых указов президента В.В. Путина стал указ о подготовке правительством к 1 октября долгосрочной пенсионной стратегии. 
- С формулой разобрались. Но скажите честно, зачем Пенсионному фонду такая головная боль, как администрирование - сбор страховых взносов, приём отчётности,  камеральные и выездные проверки, суды и т.д. Почему этим всем не занимается Федеральная налоговая служба?
- Во всем мире схема такая: кто ведёт персонифицированный учёт прав будущих пенсионеров, тот и собирает страховые взносы. Как вы помните, в 2010 году единый социальный налог заменили страховыми взносами и на ПФР возложили функцию администрирования взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Нам пришлось проделать большую работу в очень короткий срок: нанять новых сотрудников, обучить их, внедрить новое программное обеспечение, довести порядок до всех страхователей и т.д. Но благодаря этому многие процессы удалось упростить. А также радикально снизить сроки проверки и разнесения средств по индивидуальным пенсионным счетам граждан, сократить сроки передачи пенсионных средств в управляющие компании и НПФ (эти средства не участвуют в солидарной системе, а инвестируются на фондовом рынке. - «Известия»). Сейчас работаем над объединением двух видов отчетности - по страховым взносам и персональному учету. При этом взносы мы собираем хорошо, даже есть небольшое превышение планов, недоимка не растет.
И вот, когда опять некоторые выходят с предложением вернуть администрирование страховых взносов налоговой службе, я задаю единственный вопрос: а готова ли и хочет ли налоговая служба по каждому гражданину ежеквартально в течение месяца предоставлять в ПФР данные по уплаченным за него страховым взносам? Следует ответ: нет, не готова. А нам ведь надо права быстро учитывать - мы пенсию в максимальном размере назначаем за 10 дней, и в год у нас в среднем 3 млн новых пенсионеров. 
Думаю, что самый логичный шаг - это введение на базе ПФР единого администратора страховых взносов во все три внебюджетных фонда, что создаст для страхователей удобное «одно окно» по сдаче отчетности одновременно в ПФР, ФСС, ФОМС.
- Что будет с накопительной частью пенсии? Может ли победить позиция, что она не нужна?
- Убрать совсем накопительную часть - таких предложений нет, но её надо развивать. Есть общая позиция, что нужно повышать ее эффективность в плане доходности и гарантий. Накопительная система должна была решить как минимум две проблемы. Во-первых, накопить средства для того, чтобы легче было преодолеть демографическую яму, прохождение которой планировалось на 2030-е годы. Во-вторых, обеспечить развитие внутреннего финансового рынка за счет длинных денег.
Пока же у нас ситуация следующая. Сейчас в накопительной части аккумулировано 1,8 трлн рублей, к 2014 году эта сумма составит 3,2 трлн рублей, а возможности для инвестирования уже на пределе. ПФР вносил в правительство предложения о том, чтобы расширить перечень инвестиционных инструментов государственной управляющей компании. Например, расширить возможности по размещению средств пенсионных накоплений в корпоративные облигации российских эмитентов. Решается сразу две проблемы - повышение ликвидности и эффективности управления пенсионными накоплениями, а также приток денег в производство, поскольку сейчас наш фондовый рынок в состоянии переварить не более 30-40% размещений облигаций.

Поделиться: