10:3331.08.12

Подготовка инженерно-технических кадров и создание рабочих мест в отечественной промышленности - слов много, реальных дел нет

Подготовка инженерно-технических кадров и создание рабочих мест в отечественной промышленности - слов много, реальных дел нет

К 2020 году в России должно быть создано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Во всяком случае, это следует из президентского указа о долгосрочной государственной экономической политике. Вопрос заключается только в том, кто займет эти самые рабочие места.
Проблемы подготовки инженерно-технических кадров и создания высокопроизводительных рабочих мест в отечественной промышленности обсуждали на круглом столе в федеральной Общественной палате. Начиная разговор, председатель общественного совета при Минпромторге, член бюро правления Союза машиностроителей России Андрей Зверев подчеркнул, что это серьёзнейшая проблема. Всё дело в том, что сейчас мы наблюдаем своеобразные ножницы: высшая школа развивается сама по себе, а высокотехнологичное производство - само по себе. В итоге российские студенты выпускных курсов отправляются за рубеж, а ведущие западные фирмы открывают свои представительства в России, где, по убеждению Андрея Зверева, просто крадут наши идеи. О том, как развернуть этот процесс на пользу отечественной индустрии, говорили участники круглого стола.
Ректор МГТУ «Станкин» Сергей Григорьев, говоря о проблемах, с которыми сталкиваются выпускники вузов на рынке труда, указал на критическое несоответствие спроса и предложения. С одной стороны, выпускники вузов имеют, как правило, завышенный уровень ожиданий и склонны переоценивать собственную значимость. Часто это сочетается с низким уровнем специальной подготовки.
В этом нет ничего удивительного, ведь молодежь в большинстве случаев ориентирована на работу в непроизводственной сфере. Сегодня, например, всего 20% московских школьников сдают ЕГЭ по физике, что сказывается на абитуриентской базе многих технических вузов. А из всей массы золотых медалистов на технические специальности в высшие учебные заведения поступает менее 4%.
Это происходит на фоне отсутствия стратегии опережающей подготовки инженерных кадров, а также недостаточной компетентности преподавателей, применения устаревших методик обучения.
Но с другой стороны, считает Сергей Григорьев, предприниматели склонны предъявлять высокие требования к квалификации специалистов, предлагая при этом низкий уровень компенсаций, другими словами - маленькую зарплату. При этом предлагают трудиться в сравнительно тяжёлых условиях. До сих пор не существует четко сформулированных требований к инженерам.
Наиболее наглядно результаты всех этих несоответствий проявляются на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Здесь работает около полутора миллионов человек. При этом 72% заняты на промышленных предприятиях, 28% трудятся в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. Из общего числа занятых в ОПК всего 21% составляют работники в возрасте до 35 лет. А по научным подсчётам пороговое значение этого показателя должно быть не менее 25%. Более того, 70% молодых работников не собираются работать в ОПК постоянно.
Становится ясно, что для решения проблем подготовки высокопрофессиональных кадров усилий одних образовательных учреждений недостаточно. Им трудно самим прогнозировать потребности предприятий отрасли. А предприятия пока не научились на понятном для вузов языке формулировать требования к выпускникам.
Ректор «Станкина» выделил три ключевых направления повышения эффективности взаимодействия. Он считает, что в области организации инженерной подготовки необходимо создание системы координации формирования компетентности специалистов машиностроения, структурированной по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки. В области технологий инженерной подготовки он полагает необходимым разработать и внедрить систему непрерывного инженерного образования. Наконец, необходима активная пропаганда в средствах массовой информации инженерного образования для притока сотрудников на промышленные предприятия.
С Сергеем Григорьевым был согласен и директор Института непрерывного профессионального образования Ижевского ГТУ имени М.Т. Калашникова Николай Сивцев. Он предложил создавать центры повышения квалификации и подготовки кадров непосредственно на промышленных предприятиях. Кроме того, считает он, промышленники могли бы принять участие в финансовом стимулировании молодых учёных. И, наконец, в интересах самих бизнесменов участвовать в создании учебных программ и обеспечивать мотивацию труда инженеров и высококвалифицированных рабочих на своих предприятиях.
Интересным было и выступление советника руководителя администрации Президента РФ, председателя комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике, председателя Совета директоров компании «Родекс Групп» и ОАО «Силан» Антона Данилова-Данильяна. Он отметил, что создание высокопроизводительных рабочих мест в промышленности - не самоцель, а средство повышения производительности труда. А добиться существенного изменения этого показателя можно, продвигаясь по пяти базовым направлениям. Среди них создание новых высокотехнологичных производств, модернизация и замена действующего оборудования, перепрофилирование предприятий для выпуска принципиально новой продукции, «расшивка» узких мест в технологической цепочке и, как следствие, повышение производительности всей цепочки и совершенствование системы кластеров.
В выступлениях участников круглого стола - представителей деловых и научных кругов, государственных органов, в частности Минпромторга, прозвучали и другие конкретные предложения, направленные на совершенствование системы подготовки высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров для российской промышленности, сообщает ИА «ТПП-Информ».

Поделиться: