17 декабря в музее Мурманского морского пароходства отметили 80-летие Главного управления Северного морского пути. В небольшом зале среди моделей отслуживших кораблей генеральный директор ОАО «Мурманское морское пароходство» Александр Медведев наградил благодарственными письмами мурманских ветеранов Севморпути.
«В свое время число работающих в этом управлении достигало 4 тысяч человек, - отметил Александр Михайлович. - И главная задача была - и она по-прежнему остается - развитие экономической деятельности, экономической жизни нашей страны в тех территориях, которые непосредственно прилегают к трассе Северного морского пути».
Заслуженный капитан Мурманского морского пароходства Леонид Селиверстов напомнил собравшимся историю Северного морского пути. Оно было образовано по постановлению СНК СССР от 17.12.32. С тех пор организация не только сменила название, но и потеряла большинство полномочий, а покорение Арктики не стало национальной идеей. Сейчас администрация Северного морского пути существует при Федеральном агентстве морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской федерации. Активно идут разговоры о возрождении Северного морского пути, но каким образом это затронет Мурманск, пока неизвестно.
«Из солидарности с Мурманском и потому что мы Мурманское морское пароходство, хочу сказать, что порт «Мурманск» очень выгоден, хотя бы в экономичеком плане, - согласился Александр Медведев. - Но вынужден подтвердить, что активность областного руководства в Архангельске очень большая. А мы по-прежнему самоуверенно считаем, что порт «Мурманск» лучше. Это неправильно. Мы должны вспоминать историю - главное управление изначально базировалось в Архангельске, только потом переехало к нам».
Более оптимистично настроен был Игорь Чернышенко, депутат Мурманской областной Думы: «Мы входим в современную историю Севморпути с определенной долей оптимизма. Сейчас многое изменилось. Во-первых, Севморпуть вошел в национальную доктрину Российской федерации по Арктике. Во-вторых, началось строительство новых атомных ледоколов. Наконец это перешло от слов к реальным действиям. Мне в Госдуме три года приходилось заниматься перепиской: «Как там атомные ледоколы? - Да, нужны, но денег нет». И третье. Это неофициальная информация, но в правительстве, по крайней мере в Министерстве транспорта и в федеральном агентстве понимают, что центр Севморпути должен быть в Мурманске, а не в Архангельске. Я не говорю, что победа стопроцентная, но перспектива очевидная».
Кроме того, рассказал Игорь Константинович, в Госдуме идет работа по созданию закона об арктической зоне Российской федерации. Внести его в Государственную думу планирует уже летом 2013 году. «Концепция того, что Арктика должна быть особой приоритетной зоной России, безусловно, присутствует. Четко прописано, что без Северного морского пути, без освоения шельфов морей, без транспортных магистралей дальнейшего развития Арктики быть не может».
Ветераны Севморпути, в свою очередь, с ностальгией вспомнили свою работу, которая сейчас становится историей. Сегодня, как они отметили, романтизма в разговорах об Арктике нет. Техника позволяет выпутываться из самых сложных ситуаций, а на зимовку во льдах никто суда уже не оставляет. Тем не менее, как считает Александр Медведев, температура может серьезно повлиять на будущее Севморпути : «Северный морской путь изначально был создан для того, чтобы развивалась территория, которая прилегает к студеным морям. До тех пор пока будут востребованы нефтяные, газовые и твердые полезные ископаемые, перспектива развития Северного морского пути при сегодняшней средней температуре очень хорошая. Если верить тому, что температура повышается, то как транспортная артерия он будет очень привлекательным. Пока температура такая, как сегодня, тяжело будет иметь круглогодично действующую магистраль».
18.12.12