16:4816.01.13

Органами прокуратуры Мурманской области выявлены многочисленные нарушения в ходе проверки исполнения законодательства о высшем профессиональном образовании

Органами прокуратуры Мурманской области выявлены многочисленные нарушения в ходе проверки исполнения законодательства о высшем профессиональном образовании

В настоящее время в Мурманской области действует 28 образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов. Из них 15 государственных  и 13 негосударственных. При этом филиал одного из государственных вузов реализует только программы среднего специального образования. Образовательные учреждения высшего профессионального образования  и их филиалы расположены в г.г. Мурманск (из общего количества - 20), Апатиты, Кировск, Мончегорск и в Кольском районе. Во всех вузах обучается 25,4 тысячи человек. На бюджетной основе обучается 5,6 тысячи человек, 22 % (6,22 тысячи человек, 22%), на договорной (платной) -  19,8 тысячи  человек, 78 % (22,2 тысячи человек, 78%).
За последнее время происходит снижение общего контингента студентов (39,7 тысячи студентов в 2004 году и 25, 4 тысячи студентов - в 2012 году).
Обучение в ВУЗах осуществляется по 204 направлениям подготовки (специальностям), которые охватывают 21 из 28 основных укрупненных направлений. В основном преобладают такие направления как «Экономика и управление» и «Гуманитарные науки», доля которых составляет 38 % и 19 %  от общего объёма.
В ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о высшем профессиональном образовании органами прокуратуры выявлялись неединичные факты нарушений законности. Результаты проверок показывают, что образовательными учреждениями высшего профессионального образования и их филиалами не всегда  исполняются требования законодательства о лицензировании и аккредитации.
Так, многочисленные нарушения выявлены при проверке негосударственного научно-исследовательского и образовательного учреждения «Мурманский институт глубинной психологии» (ННИОУ «МИГП»).
Установлено, что ННИОУ «МИГП» осуществлял образовательную деятельность, имея  лицензию другого вуза (государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения» (ГОУВПО «ПГУПС).
Кроме того, ННИОУ «МИГП» заключило с ГОУВПО «ПГУПС» договор на оказание платных образовательных услуг по повышению квалификации и переподготовке руководящих работников и специалистов ОАО «РЖД». Однако в действительности в ННИОУ «МИГП» получали образование граждане, имеющие высшее профессиональное образование по различным специальностям и не являющиеся руководящими работниками и специалистами ОАО «РЖД». Более того, после истечения срока действия  договора (31.02.2012) ННИОУ «МИГП» продолжал осуществлять набор студентов для обучения по специальности «психолог».
Также установлено, что образовательная деятельность ННИОУ «МИПГ» вопреки требованиям закона, осуществляется в квартире, принадлежащей дочери директора института.
Наряду с этим ННИОУ «МИГП», не получив государственной аккредитации, выдавал дипломы государственного образца другого высшего учебного заведения.
По результатам проверки прокурором Октябрьского административного округа г.Мурманска 16.05.2012 направлено в суд исковое заявление о признании деятельности ННИОУ «МИПГ» незаконной; об обязании образовательного учреждения прекратить образовательную деятельность; о ликвидации юридического лица. Решением суда от 27 июля 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Нередко локальные акты вузов противоречат требованиям законодательства, своевременно не приводятся в соответствие с изменениями федерального законодательства.
В деятельности вузов установлены нарушения закона, регламентирующие особенности труда педагогических работников и устанавливающие ограничения на занятие педагогической деятельностью. Отсутствуют указанные сведения в отношении 21 работника педагогического состава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» в г. Кировске, что послужило основанием для направления прокурором г.Кировска заявления в суд к вузу об истребовании необходимых данных. Иск находится на рассмотрении.
По аналогичным основаниям приняты меры реагирования прокуратурой Октябрьского административного округа г.Мурманска к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет».
Прокурорами выявлены нарушения требований при использовании ВУЗами помещений образовательных учреждений. Прокуратурой Октябрьского административного округа г.Мурманска установлены факты использования имущества, закрепленного за  высшими образовательными учреждениями на праве оперативного управления, без соблюдения предусмотренного порядка.
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что вузами зачастую нарушаются социальные гарантии реализации прав граждан на образование.
Так, ФГБОУ ВПО «МГГУ» в договорах найма жилого помещения в общежитии не конкретизирован их предмет (номер комнаты, предоставляемой нанимателю, номер дома, в котором располагается общежитие), что не соответствует нормам ЖК РФ и может привести к нарушению прав студентов на использование конкретного жилого помещения.
Этим же образовательным учреждением не исполняются требования жилищного законодательства при регулировании вопросов выселения нанимателей из общежития. Утвержденное ректором «МГГУ» Положение о студенческом общежитии предоставляет администрации МГГУ право выселить проживающего за оскорбление проживающих, работников общежития, невнесение платы за жилое помещение в течении шести месяцев, отсутствия проживающих в общежитии без письменного предупреждения более двух месяцев, что противоречит требованиям ЖК РФ, поскольку выселение проживающего из общежития без предварительного расторжения договора может быть произведено только на основании решения суда.
По результатам проверки ректору образовательного учреждения прокуратурой Октябрьского административного округа г.Мурманска внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что студенты вуза, за исключением обучающихся за счет средств федерального бюджета, пользуются услугой проживания в общежитии с предоставлением постельного белья за дополнительную плату.
Обучающиеся за счет средств федерального бюджета образовательным учреждением постельным бельем не обеспечены. В структуру платы за жилое помещение предоставление постельного белья не включено.
Бесплатное постельное бельё выделяется ФГБОУ ВПО «МГГУ» только проживающим в общежитии детям-сиротам, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В тоже время  в силу требований  закона на образовательном учреждении, заключившим с обучающимся договор найма жилого помещения в общежитии, лежит обязанность по предоставлению постельного белья с обеспечением его смены с установленной периодичностью. Плата за оказание данной услуги включается в состав платы за жилое помещение и выделению в качестве дополнительно оплачиваемой услуги не подлежит.
Указанные требования федерального законодательства вузом не исполнены, что свидетельствует о нарушении прав студентов, проживающих в общежитии.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой округа в Октябрьский районный суд г. Мурманска направлено исковое заявление об обязании ФГБОУ ВПО «МГГУ» в срок до 1 марта 2013 года включить в состав платы за проживание в общежитии образовательного учреждения плату за предоставление постельного белья; а также предоставить обучающимся образовательного учреждения, проживающим в общежитии, постельное белье без взимания за это дополнительной платы. Исковое заявление не рассмотрено.
Прокуратурой г.Кировска  установлено несоответствие  договоров, заключенных обучающимися с филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова» в г. Кировске  на проживание в общежитии.
В частности, договор найма вуза содержит ряд ограничений, ухудшающих социальное положение обучающихся: на проживающих возложены обязанности по предоставлению медицинских справок, постановке на регистрационный и воинские учеты; период внесения платы за жилое помещение сокращен с шести до двух месяцев. По выявленным нарушениям закона руководителю филиала внесено представление, которое в настоящее время находится на рассмотрении.
В некоторых случаях ВуЗами вводятся не предусмотренные законом основания отчисления студентов.
Прокуратурой г.Апатиты установлено, что абз. 5 п. 5.3 Типового договора  возмездного оказания услуг по программе высшего профессионального образования, заключаемого обучающимся с филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Апатиты, предусмотрено право филиала университета в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае привлечения обучающегося к уголовной ответственности. Однако гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от наличия судимости.
 
Не предусмотренные федеральным  законодательством основания отчисления студентов (за нарушение правил  проживания в общежитии и невыполнение студентом условий договора по оплате обучения) выявлены также прокуратурой Первомайского округа г.Мурманска при проверке Мурманского государственного технического университета.
При осуществлении надзора в деятельности вузов прокуроры неоднократно выявляли нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Всего в ходе проверки органами прокуратуры области выявлено 60 нарушений закона, внесено 12 представлений,  по результатам рассмотрения 5 представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 4 лица, принесено 4  протеста,  заявлено  5  исков, из которых 3 рассмотрено и удовлетворено (2 иска находится в стадии рассмотрения), возбуждено  7 административных производств, по результатам рассмотрения которых  5  лиц привлечено к административной ответственности (2 административных производства находятся на рассмотрении).

Поделиться: