Несмотря на то, что в начале года вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», острая дискуссия вокруг него не закончилась. Её участники по-прежнему утверждают, что он ущемляет права и свободы российских граждан. Президенту Владимиру Путину как гаранту Конституции, гражданских прав и свобод поступило открытое обращение инициативной группы жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги и Орла.
Новый закон подверг изменениям все ступени образовательной системы, в том числе и высшего образования. Окончательно закрепились в вузах бакалавриат и магистратура, единый госэкзамен (ЕГЭ) остался обязательным для всех выпускников школ.
Эти изменения в интервью корреспонденту ИА «ТПП-Информ» прокомментировал кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории регионоведения ИМО и СПН МГЛУ Евгений Минин:
- Бывают разные виды реформ, и, соответственно, сроки их реализации тоже разные. Система образования - сфера очень консервативная, поэтому изменения здесь должны быть продуманными, выдержанными, а процесс их принятия - долгим.
В России давно сложилась своя собственная, уникальная образовательная система. Но в конце 80-х годов мы стали ориентироваться на западную практику. Многие институты превратились в университеты, хотя структуры своей не поменяли. Через некоторое время начался обратный процесс, стали основываться институты. Сейчас мы переживаем тяжелый переходный период, и улучшения качества образования не наблюдается.
Бакалавр по уровню образования немного выше выпускника техникума. При этом стоит отметить, что лишь четверть студентов продолжает обучение в магистратуре. Крупные, солидные организации не хотят брать к себе на работу таких выпускников. Но диплом бакалавра открывает нашим студентам путь за границу, и они могут продолжить образование там с последующим трудоустройством.
Отношение к ЕГЭ у нас больше негативное, чем позитивное. Конечно, можно отметить относительную объективность в оценке результатов, так как принято считать, что исключается элемент коррупции. Но в такой экзаменационной системе теряется один важный аспект - совершенно не проверяется общая эрудиция школьника.
На устном экзамене студент или абитуриент сам готовит ответ, и можно судить о его способности грамотно строить речь. Здесь в комплексе проверяется и литература, и русский язык.
Что касается системы высшего образования, целесообразнее было бы оставить систему «пятилетний специалитет» и добавить к ней магистратуру. Основной минус бакалавриата - низкий уровень подготовки. Раньше в Институте международных отношений и социально-политических наук МГЛУ самое большое число учебных часов на изучение иностранных языков было на кафедре теории и истории международных отношений и на кафедре теории регионоведения - около 3000 часов первого и около 2400 часов второго языка. Сейчас же в бакалавриате на изучение первого отводится лишь менее 2200 часов и менее 1800 часов на изучение языка международного общения - английского. Тем не менее МГЛУ остается лидером в области лингвистики, базовой образовательной организацией по языкам и культуре государств - участников СНГ.
Все это говорит о том, что для получения полноценного высшего образования в рамках современной системы миновать ступень магистратуры просто невозможно.