09:1706.03.13

По рейтингу 100 вузов с лучшей репутацией в мире можно не столько оценивать МГУ, сколько оценить успехи российского образования в целом

По рейтингу 100 вузов с лучшей репутацией в мире можно не столько оценивать МГУ, сколько оценить успехи российского образования в целом

МГУ вернулся в рейтинг 100 вузов с лучшей репутацией в мире по версии издания «Times Higher Education» (THE) и занял 50 место. Данное издание является одним из известнейших и уважаемых мировых рейтинговых агентств вузов, который публикуется с 2004 года.
«До 2010 года компанией, которая занималась составлением и разработкой рейтингов являлась QS. Ими были разработаны следующие критерии методологии: оценки экспертов, оценки работодателей, количественное отношение преподавателей/студентов, цитируемость преподавателей вуза в научных статьях, количество приглашенных (иностранных) преподавателей в вузе, количество иностранных студентов. Исходя из данных критериев составлялась суммарная оценка, на основании которой принималось решение о занимаемой в рейтинге позиции университета, - комментирует сообщение первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский. - По этому рейтингу МГУ им. Ломоносова занимал далеко не завидное положение, в 2008 году он был на 183 позиции, в 2009 на 155 позиции, в 2010 году - 93 место. После скандала, связанного с ошибками в расчётах компании QS, которые нашли в МГУ им. Ломоносова, журнал «Times» поменял «аналитика-подрядчика», в результате изменилась и методология исследования. В качестве главного критерия теперь выступила репутация вуза среди его профессорского состава, что является исключительно субъективной оценкой. Данный критерий слабо верифицируемый, а следовательно не достаточно объективный и научный. В самом издании «Times» делают акцент на то, что данный рейтинг не является основным и главным ориентиром для оценки вуза. В связи с выработкой новой методологии, МГУ им. Ломоносова уже в 2011 году показал «идеальный» результат: 33 место. Однако в 2012 году вуз вообще не вошёл ни в один из рейтингов THE.
На сегодняшний день ситуация изменилась. Университет им. Ломоносова попал на 50-е место и стал единственным российским вузом в репутационном рейтинге. На мой взгляд, безусловно, это связано с тем, что в 2012 году было принято решение о выделении ведущим российским вузам объёмного финансирования - 55 млрд рублей для «реализации новых проектов» и «вхождению в международные рейтинги». Помимо достаточно высокого места в рейтинге THE, МГУ и в рейтинге не удовлетворившего главный российский вуз аналитического агентства QS занял на 116 место.
На сегодняшний день, МГУ им Ломоносова является ведущим университетом страны, который отражает все развитие науки и образования в России. По рейтингу данных агентств можно не столько оценивать этот вуз, сколько оценить успехи российского образования в целом.
Безусловно, в науке и образовании есть существенные проблемы, вызванные недостаточным финансированием, невысоким социальным статусом учёных и инженеров. Однако, если взглянуть на сегодняшнюю политику государства в этом направлении, то можно заключить, что положительные сдвиги все же есть. В первую очередь это связано с повышенным вниманием к грантовым программам и их расширением. Поскольку большая часть науки малоокупаема, а инвестиции, особенно на начальном этапе, достаточно существенны, гранты являются своеобразным «спасательным кругом» для тех же инженеров, физиков-эксперементаторов, практикующих научных специалистов и молодых инноваторов.
В 2011 году федеральный бюджет выделил на науку 227,8 млрд рублей, из них 37,4% на фундаментальные исследования и 62,6% на прикладные. Из основных грантовых фондов, в России действуют Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд технологического развития (РФТР), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Бюджет каждого из этих фондов в 2011-2012 годах достигал 1 млрд. рублей.
Помимо грантов, государство активно продвигает инновационный курс развития экономики. Как известно, инновации включают в себя научные разработки и инвестиции в них. В рамках данного курса происходит развитие инновационного центра «Сколково», создание прототипа «силиконовой долины» в Татарстане под названием «Иннополис Казань», завершение формирования ТВЗ в Томске и т. д. Все это, безусловно, развивает отечественную науку, а также стимулирует работу вузов, в плане подготовки кадрового ресурса, необходимого для участия в этих проектах.
Помимо этого, при университетах появляются научные лаборатории, в которых происходят исследования и разработки самой различной направленности, начиная от прототипов коллайдера, заканчивая гендерными исследованиям. Минобрнауки планирует в течении 7 лет создать ещё 1 тысячу новых научных лабораторий.
Ещё одним важным фактором развития российского образования и науки является так называемая «реформа университетов», целью которой служит оптимизация и эффективность получения образования путем слияния или ликвидации неэффективных вузов. Уменьшая количество «пустых» университетов, государство сможет более эффективно вложить средства из федерального бюджета в более наукоемкие университеты.
Данные меры, на мой взгляд, приведут к повышению уровня развития науки и образования не только в МГУ, но и в других ведущих российских вузах. Данный факт, безусловно, отразится на состоянии международных рейтингов университетов, в которых будут присутствовать как минимум пять российских вузов, которые, на мой взгляд имеют высокий для этого потенциал. В число их входят ВШЭ, СПБГУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, КГУ и НГУ».

Поделиться: