Россия потеряла позиции в рейтинге стран, привлекательных для туризма, составленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). Теперь наша страна занимает 63 место из 140, хотя в предыдущем рейтинге была на 59 строчке. Это редкий случай, когда российские эксперты с оценкой зарубежных коллег согласны, сообщает «Российская газета».
Мировыми лидерами в секторе путешествий и туризма, по результатам нового исследования, стали Швейцария, Германия и Австрия. За ними следуют Испания, Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Франция, Канада, Швеция. Замыкает топ-10 Сингапур.
Эксперты отмечают, что Франция ухудшила свое положение, спустившись с 3 на 7 место, в то время как Испания, напротив, поднялась с 8-ой на 4-ю. Показатели также значительно улучшили Великобритания, поднявшаяся на две позиции вверх с 7 места, и Канада, которая заняла 8-е место, поднявшись в рейтинге на одну строчку.
Среди стран группы БРИК вперед выдвинулась только Индия, которая переместилась на целых 8 позиций. В этой категории в число восходящих звезд вошли: Панама, которая поднялась с 56-й позиции на 37-ю, и Филиппины - с 94 на 82.
Что касается нашей страны, то авторы рейтинга отмечают, что у России есть сильные стороны: богатая природа и культура. Вместе с тем - относительно низкое качество туристической инфраструктуры и доступности туристических объектов, недостаточный уровень безопасности, а также низкая эффективность госполитики по развитию отрасли. Алексей Праздничных, партнер компании «Strategy Partners Group» и координатор программы ВЭФ в России, констатирует, что эффективному использованию богатых туристических ресурсов российских регионов пока препятствуют неразвитость бизнес-среды и все еще низкая ценовая конкурентоспособность турпродукта. В международном рейтинге наша страна заняла позицию между Саудовской Аравией и ЮАР.
Владимир Канторович, первый вице-президент Ассоциации туроператоров России, с экспертами ВЭФ согласен: «Я согласен с тем, что наша страна не слишком привлекательна для туристов, и что мы продолжаем скатываться в рейтинге. Но в части причин с международными экспертами поспорил бы. Если говорить о безопасности, то надо разделять реальную ситуацию и то, что об этом думают и говорят. Иностранные туристы, в основном, едут к нам организованно. И не на Кавказ, а, преимущественно, в Москву, Питер и города Золотого кольца. Там вот там уровень безопасности очень высокий. У россиян, выезжающих за границу, в этом плане гораздо чаще возникают проблемы. Даже в самых цивилизованных странах. Так что опасения по поводу безопасности - скорее в головах потенциальных туристов, чем в реальности. Это, кстати, в какой-то мере, и результат недоработки со стороны главных имиджмейкеров России.
А вот по поводу доступности инфраструктуры и турпродукта в целом - я полностью согласен. Приведу только один пример. Во всем мире визовые центры открываются для того, чтобы упростить и ускорить оформление въездных документов. Пусть даже за счёт более высокой стоимости услуг. У нас открытие визовых центров привело к тому, что документы стали оформляться ещё дольше. То есть от визовых центров, кроме их самих, зарабатывающих десятки миллионов евро, пользы нет больше никому».
Елена Лысенкова, генеральный директор «Hospitality In.Comm» отмечает, что проблема не в ухудшении ситуации в России: «Хочу заметить, что проблема не в том, что ситуация в сфере туризма ухудшается. Дело в том, что она не меняется к лучшему. Поэтому другие страны постепенно оттесняют нас в международных рейтингах.
Судите сами: госполитика в сфере туризма у нас есть, но она до сих не набрала силу. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что кто-то что-то развивает, но каждый сам по себе. Какие-то меры предпринимает минкультуры, которое теперь курирует туристическую отрасль. Что-то делает Ростуризм, отдельно регионы и бизнес. В итоге все работают вразнобой. Результат: сектор остаётся мало привлекательным для инвестиций. Даже особые экономические зоны туристического типа пока не могут изменить этот расклад, поскольку с момента их создания прошло слишком мало времени.
Если говорить о гостиницах, то их не хватает. И любые «телодвижения» там становятся заметны только через 5-6 лет. Ресторанная и развлекательная инфраструктура всегда следует за гостиничной. Это понятно: туристам сначала надо где-то жить, а уже потом что-то есть, и иметь возможность развлекаться. Нет одного, не развивается другое. О неразвитости транспортной инфраструктуры и низкой доступности авиаперелетов даже напоминать не хочу - это проблемы были и остаются очень острыми».
Напомним, рейтинг ВЭФ составляется раз в два года. Аналитики используют данные из открытых источников, а также информацию от международных организаций и экспертов в области путешествий и туризма. Учитываются и результаты опроса руководителей компаний.