10:2822.03.13

Необходимо увеличение финансирования по-настоящему эффективных вузов России

Необходимо увеличение финансирования по-настоящему эффективных вузов России

На совещании премьер-министра Дмитрия Медведева со своими заместителями Ольга Голодец сообщила, что только одно-единственное учебное заведение из России - МГУ - заняло 77-ю позицию в Шанхайском рейтинге. Дмитрий Медведев считает, что рейтинги вузов иногда носят субъективный характер, но то, что российские образовательные учреждения не входят в сотню ведущих мировых вузов, является диагнозом университетскому образованию.
На сегодняшний день существует множество различных рейтингов. В частности, рейтинг газеты «Times», журнала «Economist», Шанхайский рейтинг лучших вузов мира, «QS World University Rankings» и т.д. Каждый из рейтингов имеет свою методологическую основу и использует различные статистические данные, - отмечает Иван Андриевский, первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров». - Например, рейтинг «Times Higher Education» с 2010 стала интересовать репутация ВУЗа среди его профессорского состава, приоритетом анализа стали качественные методы исследования. Аналитическое рейтинговое агентство «QS World University Rankings» больше интересуют количественные данные: соотношение преподавателей и студентов, цитируемость преподавателей вуза в научных статьях, количество иностранных преподавателей в вузе, число иностранных студентов и т.д. Разница в используемых методах может очень сильно влиять на место вуза в рейтинге. В качестве примера можно привести МГУ им. Ломоносова, который в рейтинге «Times Higher Education» в 2013 занял 50-е место, а в рейтинге агентства «QS World University Rankings» - 116 место.
Безусловно, в науке и образовании есть существенные проблемы, однако имеются и положительные сдвиги в этом направлении. Во многом это связано с повышенным вниманием к грантовым программам и их расширением. Поскольку значительная часть науки низкоокупаема, а средств в её развитие необходимо инвестировать много, требуется осуществлять адресное финансирование лучших проектов. Гранты являются своеобразным «спасательным кругом» для инженеров, физиков-экспериментаторов, практикующих научных специалистов и молодых новаторов. Только в 2011 году федеральный бюджет выделил на науку 227,8 млрд рублей, из них 37,4% на фундаментальные исследования и 62,6% на прикладные. Из основных грантовых фондов в России действуют Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский фонд технологического развития (РФТР), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). Бюджет каждого из этих фондов в 2011-2012 годах достигал 1 млрд рублей. Государство активно продвигает инновационный курс развития экономики. В рамках данного курса происходит развитие инновационного центра «Сколково» в Московской области, создание аналога Силиконовой долины в Татарстане под названием «Иннополис Казань», завершение формирования ТВЗ в Томске и т. д. Все это, безусловно, будет способствовать развитию отечественной науки.
Помимо этого при университетах появляются научные лаборатории, в которых осуществляются исследования и разработки самой различной направленности, начиная от прототипов коллайдера, заканчивая генетическими исследованиями. Минобрнауки планирует в течении 7 лет создать ещё 1 тысячу новых научных лабораторий. Важным фактором развития российского образования и науки является так называемая «реформа университетов», целью которой служит оптимизация и увеличение качества образования путем слияния или ликвидации неэффективных вузов.
Общероссийская общественная организация «Российский союз инженеров» считает первоочередной задачей увеличение финансирования по-настоящему эффективных вузов. Развитие экономики страны не может осуществляться без мощных производственной и промышленной сфер, без широкого применения инновационных технологий. Научный потенциал страны чрезвычайно велик, его реализация позволит занять России достойное мести среди мировых экономических держав, повысить благосостояние страны и уровень жизни каждого из ее граждан».

Поделиться: