Такое умозаключение сделала вчера на встрече с трудовым коллективом Кольской АЭС глава региона Марина Ковтун, отвечая на вопрос работника станции Александра Смирнова (фото, подробности на видео).
«Планируется построить в Мурманской области сейчас или в ближайшей перспективе какое-либо энергоёмкое производство?» - спросил он.
Марина Ковтун: «Очень правильно было бы использовать в Мурманской области те мощности, что уже имеются. Потому что, то топливо, которое завозится, имеет свойство удорожания. Тот же мазут, что завозится по железной дороге с Татарстана по цене производителя с 7 тысяч рублей за тонну, здесь уже за счёт ж/д тарифов достигает цены в 11 тысяч рублей. Да ещё свою цену пытаются набросить поставщики мазута. В этом году мы столкнулись с большой проблемой закупки мазута. Мы являемся крупным потребителем - в год завозим мазута 1 млн 600 тысяч тонн, из них 600 тысяч тонн идёт на отопление жилья, и 1 млн тонн потребляют промышленные предприятия и учреждения Минобороны. Мурманская область среди всех регионов лидирует по потреблению мазута. Нам небезразлично, откуда топливо поставляется и сколько оно стоит. Каждая тонна мазута становится у нас буквально золотой: она обходится в 16 тысяч рублей или 11 тысяч? Есть разница. 81% топлива в регионе - мазутное. Не мы это придумали, когда-то мазут ничего не стоил. Но приходят времена, когда объёмы его производства будут снижаться. Цена переработки нефти растёт, её глубина тоже, и в какой-то период времени он станет дефицитным. Это заставляет нас искать для использования новые виды топлива. Есть проекты по переводу котельных на уголь, но это тоже такой вид топлива, который используется и в Европе, но по объёму перевозок его нам потребуется чуть ли не в 3 раза больше. Есть возможность использовать местные виды топлива, и мы по этому пути идём, в частности - торф. Объёмы его на Терском берегу достаточно небольшие. Кольский научный центр проводил недавно там изыскания и это определил. Можно использовать для топки пелеты, но они производят мало тепла. Безусловно, мы возлагаем надежды на то, что удастся изменить ценовую рыночную политику по использованию электроэнергии, и тогда переведём мазутные котельные на электричество. Мазут у нас, конечно, останется. Сейчас ведём переговоры с «Роснефтью» по долгосрочным поставкам мазута в регион от одного поставщика, чтобы у региона была возможность прогнозировать, условно говоря, на 305 лет вперёд. И уже с «Роснефтью» заниматься переводом котельных на сжиженный природный газ, как источник тепла. Нам выгодно работать с одним крупным концерном по замещению одного вида топлива другим.
Что касается перспектив развития Мурманского транспортного узла, как источника энергоёмких мощностей, то этот вопрос у нас сдвинулся с мёртвой точки. Проект прошёл экологическую экспертизу и вошёл в этап государственной экспертизы. Этим вопросом занимается «Ространсмодернизация» - это наш партнёр на условиях государственно-частного партнёрства. С одной стороны предприятие «Лавна», которое непосредственно заинтересовано в строительстве угольного терминала, и «Ространсмодернизация» обеспечивает нам строительство железнодорожного подъезда. Надеюсь, что уже к концу текущего года «Лавна» сможет приступить к строительству угольного терминала, а проект МТУ пройдёт госэкспертизу. На последней встрече с Игорем Сечиным я узнала, что у «Роснефти» есть планы строительства в Мурманской области нефтяного терминала. Лучшее место для этого - западный берег Кольского залива».