10:5526.04.13

Полный запрет на рекламу алкоголя в печати и в интернете может быть скорректирован

Полный запрет на рекламу алкоголя в печати и в интернете может быть скорректирован

Cоответствующий законопроект получил одобрение на заседании межфракционной рабочей группы по защите прав предпринимателей. Поправки планируется внести в ст. 21 закона «О рекламе». В ней пропишут, что реклама вина и игристого вина (шампанского) разрешается в периодических печатных изданиях и интернете.
Поправки внесёт в мае член комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что из-за невозможности донести информацию о своих винах российским потребителям в условиях действующих норм закона «О рекламе» выход на рынок вина фермерских хозяйств и малых предприятий «чрезвычайно затруднён». Такая практика идет вразрез с госполитикой по увеличению площадей виноградников и количества отечественных производителей вин.
- Культура потребления вина в целом не приводит к такой массовой алкоголизации, как потребление более крепких напитков. Поэтому никто не говорит о том, что, если мы будем помогать виноградарству, возрастет потребление алкоголя, - заявил «Известиям» Звагельский. Речь идёт исключительно о качественных винах, и законопроект не касается опасной для здоровья продукции с добавлением спирта, подчеркнул депутат.
Напомним, что запрет на рекламу любого алкоголя в печатных СМИ вступил в силу с 1 января 2013 года. Одновременно для крепких напитков закрылся интернет.
Первый эшелон запретов заработал ещё в июле 2012 года. Тогда рекламу алкогольной продукции запретили на всех видах транспортных средств общего пользования. В рекламе запретили использовать образы людей или животных. В первую очередь запреты коснулись пивоваров, как самых активных рекламодателей в прессе и на наружных носителях.
Руководитель отдела исследования интернета аналитического центра «Видео Интернешнл» Алексей Беляев считает, что в эпоху до запрета реклама вин и шампанского занимала около 0,5% от всего рынка дисплейной (баннерной) рекламы. Соответственно, годовой оборот в этой товарной группе достигал от силы 100 млн рублей. Перспектива разрешения на рекламу вин и шампанского вряд ли сразу повысит эту цифру в разы, так как вина не являются сейчас и вряд ли в ближайшем будущем станут товаром ежедневного потребления, как, например, пиво, полагает Беляев.
- Гораздо важнее сам факт, что впервые за 20 лет у нас могут принять не запретительный закон, а, наоборот, разрешительный, - считает председатель комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев.
Запрет на рекламу алкоголя наложил свой отпечаток в том числе и на виноградарей. Только отдельным из крупных производителей удалось сохранить объемы продаж, и то ценой роста бюджетов на маркетинг: листинг в торговых сетях, промоакции. Сложности коснулись в первую очередь мелких и средних производителей, а также потенциальных стартаперов, говорит PR-директор «Абрау-Дюрсо» Виталий Рязанцев. В то же время замена крепких напитков качественными тихими и игристыми винами в продуктовой корзине граждан могла бы стать шагом в борьбе с пьянством, считает он. Именно так поступали в европейских странах.
Такой же точки зрения придерживается директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. 4,5 л вина в год приходится в среднем на душу россиянина, говорит Дробиз, а крепких напитков и пива - 16 и 75 л соответственно.
- Пиво в сознании россиян не является алкоголем и не способно составить конкуренцию крепким напиткам, что подтверждает советский опыт, поэтому винодельческая продукция - единственная альтернатива им, - считает Дробиз. В то же время, по его данным, с момента запрета на рекламу продажи вина в России за второе полугодие 2012 года просели на 7%, за I квартал года нынешнего - на 6%. Информационно-рекламная кампания в прессе могла бы стать действенным фактором воздействия на сознание граждан и изменения структуры потребления алкоголя в рамках антиалкогольной кампании, считает директор ЦИФРРА.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин тоже склоняется к тому, что полное табу на рекламу алкоголя в СМИ и интернете было «перегибом» в части винодельческой продукции, однако снимать его преждевременно. Должна пройти хотя бы пара лет, считает Янин.
- Кроме того, есть опасность, что за виноделами подтянутся другие производители слабого алкоголя - пивовары, коктейльщики. А им разрешать рекламу никак нельзя, потому что они ориентируются на подростков 14-18 лет, - сказал он «Известиям».
Обсудить проблему не против и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
- Эту тему можно обсуждать с Министерством здравоохранения и социального развития с точки зрения влияния рекламы алкогольных напитков и, в частности, вина. Если есть цифры (демонстрирующие вред вина для населения. - «Известия»), то вполне запрет уместен. Если такие оценки не производились, то эту тему следует дополнительно обсудить, - заявил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.
Однако перспективы принятия законопроекта в том виде, в котором он есть сейчас, достаточно сомнительны; принимая во внимание сложившуюся в последнее время политику государства по отношению к алкогольной проблеме и вытекающие из этого законодательные тенденции, это будет нелогичным, считает руководитель арбитражно-судебной практики юридической фирмы ЮСТ адвокат Александр Евдокимов.
- Государственная воля в области охраны здоровья от вреда, связанного с употреблением алкоголя и табакокурением, выражена достаточно однозначно и жестко. При этом, несмотря на то что в целом в нашем обществе к проблеме табакокурения относятся более терпимо, чем к употреблению алкоголя, в случае с табакокурением ограничения сейчас введены очень жёсткие, порой даже круче, чем в Европе. Поэтому трудно представить весомые основания, которые заставят законодателя отступить от «генеральной линии» в отношении отдельных видов алкогольной продукции, - говорит юрист.
Тем более что Минздрав выступает против.
- Наша позиция такая, что весь алкоголь должен быть в крупных специализированных магазинах - там, пожалуйста, рекламируйте, продавайте что хотите. Пока не будет налажен строгий ГОСТ на производство вина, никакой рекламы в СМИ и интернете быть не должно, - заявил «Известиям» директор Московского научно-практического центра наркологии, заместитель главного психиатра департамента здравоохранения города Москвы по наркологии Евгений Брюн.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:2829 апреля в центре Мурманска перекроют движение

19:15В майские праздники на границе и в аэропорту «Мурманск» будут работать приставы

18:20Ремонт в детской мурманской библиотеке закончат ко Дню города

17:44Житель Мурманска угрожал зарезать 64-летнюю мать

16:46В Мурманской области ожидается потепление до +8°

16:28Мурманск празднует «День призывника»

16:12Пограничники поймали мурманчан с 400 кг краба

16:04Москвичей перепугали воздушной тревогой в метро

16:00Украина похвасталась Крымом в рекламе Евровидения

15:43Водитель такси в Мурманске украл забытый пассажиром телефон

15:20В Мурманской области появится новый природный парк «Кораблекк»

15:00Мурманчанин избил собутыльника бейсбольной битой

14:513,5 года за ловлю покемонов в храме может получить блогер

14:43Жители Мурманска не заинтересованы в муниципальных парковках

14:28Сегодня над дорогой Кировск- Кукисвумчорр спустят лавины

14:11«КолАтомЭнергоСбыт» поздравляет с 1 Мая и информирует о режиме работы

14:07В мурманской школе 57 прошел урок электробезопасности

13:53В Апатитах чипировали двух медвежат и пони

13:3721-летний северянин украл из магазина бутылку Hennessy

13:36Россияне оказались трудоголиками

13:21На обеспечение безопасности дорожного движения в Мурманской области выделят 1,2 млрд

13:06В Териберке представят проект мобильной библиотеки «Новая глава»

12:52Родственник украл у пенсионера из Мурманска ордена, медали и ружьё

12:37В Мурманске на Зелёной улице полыхает «деревяшка»

Все новости