10:5526.04.13

Полный запрет на рекламу алкоголя в печати и в интернете может быть скорректирован

Полный запрет на рекламу алкоголя в печати и в интернете может быть скорректирован

Cоответствующий законопроект получил одобрение на заседании межфракционной рабочей группы по защите прав предпринимателей. Поправки планируется внести в ст. 21 закона «О рекламе». В ней пропишут, что реклама вина и игристого вина (шампанского) разрешается в периодических печатных изданиях и интернете.
Поправки внесёт в мае член комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что из-за невозможности донести информацию о своих винах российским потребителям в условиях действующих норм закона «О рекламе» выход на рынок вина фермерских хозяйств и малых предприятий «чрезвычайно затруднён». Такая практика идет вразрез с госполитикой по увеличению площадей виноградников и количества отечественных производителей вин.
- Культура потребления вина в целом не приводит к такой массовой алкоголизации, как потребление более крепких напитков. Поэтому никто не говорит о том, что, если мы будем помогать виноградарству, возрастет потребление алкоголя, - заявил «Известиям» Звагельский. Речь идёт исключительно о качественных винах, и законопроект не касается опасной для здоровья продукции с добавлением спирта, подчеркнул депутат.
Напомним, что запрет на рекламу любого алкоголя в печатных СМИ вступил в силу с 1 января 2013 года. Одновременно для крепких напитков закрылся интернет.
Первый эшелон запретов заработал ещё в июле 2012 года. Тогда рекламу алкогольной продукции запретили на всех видах транспортных средств общего пользования. В рекламе запретили использовать образы людей или животных. В первую очередь запреты коснулись пивоваров, как самых активных рекламодателей в прессе и на наружных носителях.
Руководитель отдела исследования интернета аналитического центра «Видео Интернешнл» Алексей Беляев считает, что в эпоху до запрета реклама вин и шампанского занимала около 0,5% от всего рынка дисплейной (баннерной) рекламы. Соответственно, годовой оборот в этой товарной группе достигал от силы 100 млн рублей. Перспектива разрешения на рекламу вин и шампанского вряд ли сразу повысит эту цифру в разы, так как вина не являются сейчас и вряд ли в ближайшем будущем станут товаром ежедневного потребления, как, например, пиво, полагает Беляев.
- Гораздо важнее сам факт, что впервые за 20 лет у нас могут принять не запретительный закон, а, наоборот, разрешительный, - считает председатель комиссии экспертов Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев.
Запрет на рекламу алкоголя наложил свой отпечаток в том числе и на виноградарей. Только отдельным из крупных производителей удалось сохранить объемы продаж, и то ценой роста бюджетов на маркетинг: листинг в торговых сетях, промоакции. Сложности коснулись в первую очередь мелких и средних производителей, а также потенциальных стартаперов, говорит PR-директор «Абрау-Дюрсо» Виталий Рязанцев. В то же время замена крепких напитков качественными тихими и игристыми винами в продуктовой корзине граждан могла бы стать шагом в борьбе с пьянством, считает он. Именно так поступали в европейских странах.
Такой же точки зрения придерживается директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. 4,5 л вина в год приходится в среднем на душу россиянина, говорит Дробиз, а крепких напитков и пива - 16 и 75 л соответственно.
- Пиво в сознании россиян не является алкоголем и не способно составить конкуренцию крепким напиткам, что подтверждает советский опыт, поэтому винодельческая продукция - единственная альтернатива им, - считает Дробиз. В то же время, по его данным, с момента запрета на рекламу продажи вина в России за второе полугодие 2012 года просели на 7%, за I квартал года нынешнего - на 6%. Информационно-рекламная кампания в прессе могла бы стать действенным фактором воздействия на сознание граждан и изменения структуры потребления алкоголя в рамках антиалкогольной кампании, считает директор ЦИФРРА.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин тоже склоняется к тому, что полное табу на рекламу алкоголя в СМИ и интернете было «перегибом» в части винодельческой продукции, однако снимать его преждевременно. Должна пройти хотя бы пара лет, считает Янин.
- Кроме того, есть опасность, что за виноделами подтянутся другие производители слабого алкоголя - пивовары, коктейльщики. А им разрешать рекламу никак нельзя, потому что они ориентируются на подростков 14-18 лет, - сказал он «Известиям».
Обсудить проблему не против и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
- Эту тему можно обсуждать с Министерством здравоохранения и социального развития с точки зрения влияния рекламы алкогольных напитков и, в частности, вина. Если есть цифры (демонстрирующие вред вина для населения. - «Известия»), то вполне запрет уместен. Если такие оценки не производились, то эту тему следует дополнительно обсудить, - заявил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.
Однако перспективы принятия законопроекта в том виде, в котором он есть сейчас, достаточно сомнительны; принимая во внимание сложившуюся в последнее время политику государства по отношению к алкогольной проблеме и вытекающие из этого законодательные тенденции, это будет нелогичным, считает руководитель арбитражно-судебной практики юридической фирмы ЮСТ адвокат Александр Евдокимов.
- Государственная воля в области охраны здоровья от вреда, связанного с употреблением алкоголя и табакокурением, выражена достаточно однозначно и жестко. При этом, несмотря на то что в целом в нашем обществе к проблеме табакокурения относятся более терпимо, чем к употреблению алкоголя, в случае с табакокурением ограничения сейчас введены очень жёсткие, порой даже круче, чем в Европе. Поэтому трудно представить весомые основания, которые заставят законодателя отступить от «генеральной линии» в отношении отдельных видов алкогольной продукции, - говорит юрист.
Тем более что Минздрав выступает против.
- Наша позиция такая, что весь алкоголь должен быть в крупных специализированных магазинах - там, пожалуйста, рекламируйте, продавайте что хотите. Пока не будет налажен строгий ГОСТ на производство вина, никакой рекламы в СМИ и интернете быть не должно, - заявил «Известиям» директор Московского научно-практического центра наркологии, заместитель главного психиатра департамента здравоохранения города Москвы по наркологии Евгений Брюн.

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

17:04Северянам рассказали о пользе ранних овощей

17:02Ковдорскую драку со скалкой в соцсетях раздули до зверского убийства несовершеннолетними

16:05На «Почти летнем кубке КВН по Разминке» мурманчане посоревнуются в импровизации

15:03В мурманской филармонии прозвучат орган и вистл

14:08Жителей Заполярья ждет «Ночь музеев»

13:10Гости Заполярья с геологическими молотками: Мурманчан познакомят с редким видом туризма

12:20ЕВГЕНИЙ НИКОРА. Служение для народосбережения

12:03В Зеленой библиотеке для мурманчан организуют День садовода

11:07Северян приглашают в мастерскую исторической куклы

10:04На мастер-классе в Мурманске обучат русским народным танцам

09:01В Мурманске пройдет фестиваль ГТО среди семейных команд

19:28В учреждениях для детей-сирот в Заполярье проведут мониторинг специалисты из Москвы

18:08Полярный день начался в Мурманской области

17:41Завершение сезона для юных спортсменов в Мурманске отметили праздничным мероприятием

17:1526 банков по всей Мурманской области будут рады мелочи из копилок [список]

16:31Водитель Chevrolet сбил ребенка на самокате в Полярных Зорях

15:38Экспедиция «Северный полюс – 42» планирует стартовать в августе 2024

15:15Уголовное дело и 122 тыс. рублей заработала на обманутых пенсионерках «курьер» из Апатитов

Все новости