08:3529.04.13

Тарифные страдания: рост цен на газ для промышленных потребителей могут ограничить

Тарифные страдания: рост цен на газ для промышленных потребителей могут ограничить

Минэкономразвития РФ предложило ограничить индексацию тарифов на газ для промышленных потребителей в 2014-2015 годах повышением на 5%. Ранее планировалось повысить их на 15%. Кроме того, Минэкономразвития также предлагает снизить темпы повышения сетевых тарифов в 2014-2015 годах - с 9-10% до 6%. Решения пока не приняты, эти инициативы обсуждаются с Федеральной службой по тарифам, Минэнерго и другими ведомствами. Вопрос об индексации тарифов на газ в 2013 году остаётся тоже открытым, однако время для внесения изменений весьма ограничено (индексация назначена на 1 июля).
25 апреля президент Владимир Путин заявил, что рост тарифов на услуги естественных монополий может быть несколько ограничен. По словам главы государства, рост цен по стране в целом умеренный. Как отметил президент, увеличение размера платежей за воду, газ и электроэнергию вызвано не повышением тарифов (в январе тарифы остались прежними: их повышение перенесено на 1 июля), а, как правило, увеличением норм потребления в регионах. Как заявил Владимир Путин, такой рост норм потребления недопустим, и правительство должно отреагировать на него соответствующим образом. Что касается ограничения темпа роста тарифов, то, по словам президента, это неоднозначный вопрос, т.к. он напрямую связан с инвестпрограммами компаний. Тем не менее рост тарифов, вероятно, будет немного ограничен. Владимир Путин добавил, что правительство подготовит соответствующие решения.
Напомним, с 1 июля 2013 года тарифы для электросетевых компаний вырастут на 10%, а на электроэнергию для населения - на 12-13%.
Если будет ограничен рост тарифов на газ для промышленных потребителей, это негативно скажется на генкомпаниях (в основном в гидроэнергетике, в том числе «РусГидро», «ТГК 1», а также на «Энел ОГК-5», у которой высокая доля угольных мощностей) из-за маржинального ценообразования на энергорынке. Наиболее устойчивой в этих условиях окажется «Э.ОН Россия». Как уже отмечали представители «РусГидро», проекты поправок к правилам проведения аукционов на отбор мощности в 2014 году, опубликованные Министерством энергетики, предусматривают снижение в 2014 году платежей за мощность ГЭС. В случае принятия поправок могут быть введены коэффициенты, которые будут применяться для снижения платежей за мощности ГЭС в периоды повышенной водности. Если эти поправки будут приняты, «РусГидро» ежегодно будет терять свыше 5 млрд рублей, а потери всего российского гидрогенерирующего сегмента составят 10 млрд рублей. Это должно отразиться на размере среднего тарифа для конечных потребителей в 2014 году.
Окончательного решения пока нет, однако если темпы индексации электросетевых тарифов, в том числе тарифа ФСК ЕЭС, будут снижены, сетевому оператору придётся сократить инвестиционную программу, что отчасти нивелирует негативное влияние на его оценку. Что касается МРСК, то дальнейшее ограничение роста тарифов, на взгляд экспертов, будет означать, что вопрос о приватизации станет ещё более актуальным, так как потребность в привлечении дополнительного капитала и устранении неэффективности станет ещё более острой, сообщает 1prime.ru.
Обуздать цены на услуги естественных монополий, напомним, правительство пыталось и раньше. Поэтому было принято решение о ежегодном росте цен на газ и энергию, а не с января, как раньше. Не раз звучали предложения ограничить рост тарифов уровнем инфляции плюс-минус один процент. Но серьёзно сдержать тарифы до сих пор не так и не удалось. Многие эксперты считают - напрасно.
«Быстрый рост тарифов естественных монополий сдерживает рост ВВП. Кроме того, стоимость энергетической инфраструктуры напрямую влияет на инфляцию», - объясняет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. От экономического роста напрямую зависят зарплаты, наполнение бюджета. Расходы на оплату услуг естественных монополий предприятия закладывают в цену товаров, что дополнительно подстегивает инфляцию.
Сохранение прежних планов по росту тарифов для населения тоже справедливо, считает Пикин. Эти темпы долго искусственно занижались, так сложилось ещё в девяностые годы, объясняет эксперт. И фактически за граждан во многом «доплачивают» промышленность и средний бизнес, это бремя сейчас тоже мешает им развиваться, уточняет он.
При этом Пикин считает, что для поддержки бизнеса можно было бы пойти на ещё более радикальные шаги - обнулить все тарифы хотя бы на год, чтобы подхлестнуть рост экономики.
Самая сложная ситуация с газовыми тарифами, которые растут быстрее всего, и при этом влияют на все остальные платежи. «Для крупнейшего экспортера газа в мире, цены на этот энергоресурс достигли в России недопустимо высокого уровня», - уверен руководитель департамента исследований ТЭК института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев. В первую голову от такого повышения страдают электроэнергетики, затем таких как производство удобрений, металлургии, химической отраслей. «Промышленность оказалась зажата в тиски: с одной стороны вступление в ВТО привело к обострению конкуренции с зарубежными производителями, с другой - рост цен на электроэнергию за последние 4-5 лет лишил нас естественного преимущества - более низких издержек на энергоресурсы. По уровню цен на электроэнергию для промпотребителей мы в 2012 году обогнали США», - сокрушается Григорьев.
А основной вклад в рост цен на электроэнергию за последние годы внёс электросетевой комплекс: его доля в конечной стоимости в некоторых регионах уже превышает 50 процентов, тогда как во всем мире доля сетей не превышает 30-35 процентов от конечной цены.
«У нас в стране сильно энергоёмкое производство, и резкое повышение тарифов просто не даст производителям возможности адаптироваться, - сокрушается гендиректор «Финэкспретизы» Агван Микаэлян. - По паритету покупательской способности мы однозначно уже «в Европе», и дальнейшее повышение тарифов попросту начнет тормозить не только общее экономическое развитие, но и потребление».
Но сдерживание тарифов - палка о двух концах, предупреждает директор департамента стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев. Непонятно, что будет в таком случае с инвестпрограммами «Газпрома», сетевых компаний. С точки зрения показателя инвестиций в основной капитал они имеют ключевое значение. Минэкономразвития само недавно признавало, что одной из причин экономического торможения стало сокращение инвестпланов «Газпрома». Инвестиции в основной капитал по итогам первого квартала выросли всего на 0,1 процента против 16,5 процента за такой же период прошлого года.
Если не повысить прозрачность, эффективность сетевого комплекса, снижение тарифов может привести к недофинансированию инвестпрограмм, обернётся нарастанием износа основных фондов предприятий сектора, добавляет Григорьев.
У предприятий скопилось средств на триллион рублей, это намного больше, чем было несколько лет назад, но их инвестиционную активность, судя по опросам Росстата тормозят проблемы с инвестклиматом, высокое налогообложение, недостаточный спрос, замечает Николаев. А тарифы, критикует он предложения Минэкономразвития, для бизнеса некритичны. Они, безусловно, влияют на инфляцию. Но подходить к решению проблемы надо комплексно - уходить в траифообразования от директивной системы, а госрегулирование должно основываться на применении норм антимонопольного законодательства. «Тогда монополист 10 раз подумает, прежде чем задирать заявку на установление тарифов, а когда ты несвободен, то безответственен», - говорит Николаев.
«В мире продолжают нарастать кризисные тенденции и, мы видим, что правительство к этому готовится. Поэтому данные меры по сдерживанию роста тарифов следует воспринимать как текущую антикризисную меру, которая позволит в будущем экономике России удержаться на плаву», - объясняет логику предложений министерства Микаэлян, пишет «РГ».

 

 

Поделиться: